Начало президентства Дональда Трампа, помимо всего прочего, обещает коллизию между предвыборной риторикой с одной стороны и законодательной и экономической реальностью с другой. Все, что последует за этим, без сомнения, будет поучительным уроком для всех.

Первой проверкой на практике может оказаться итог бурных дебатов вокруг предложенного плана пограничной налоговой корректировки. В то время, как Трамп и контролируемый его однопартийцами конгресс пытаются согласовать основные элементы будущей политики, на их пути уже много серьезных преград.

Трамп и конгрессмены-республиканцы очень хотят сократить налоги на доходы компаний. Неэффективная система корпоративных налогов Америки имеет чрезвычайно высокие ставки, но ∎протекает∎ как решето, принося казне относительно небольшие налоговые поступления.

В качестве решения проблемы Трамп предлагает сократить ставку корпоративного налога с 35% до 15% и предоставить компаниям возможность репатриировать зарубежную прибыль по налоговой ставке в 10%. Пол Райан, спикер Палаты представителей и один из самых влиятельных республиканцев, настаивает на совершенно ином плане действий, пишет британский журнал The Economist.

В настоящее время американские компании должны платить налог на получаемый по всему миру доход. Это заставляет транснациональные корпорации либо прибегать к хитрым бухгалтерским схемам для фиксации прибыли на счетах своих зарубежных ∎дочек∎, либо ∎переезжать∎, то есть переводить свои штаб-квартиры, как минимум на бумаге, в страны с более благоприятным налоговым режимом.

Райан предлагает отменить налог на доходы компаний, заменив его на видоизмененный налог на добавленную стоимость (НДС). Новый налог, начисляемый по ставке в 20%, будет применяться ко всем продажам на внутреннем рынке и освобождать продажи на зарубежных рынках.

Эта ∎основанная на месте∎ система, по идее, должна ликвидировать интерес к переводу прибыли или производства за рубеж. Как это принято в системах с НДС, план включает пограничную корректировку: импорт будет облагаться налогом, в то время как компании получают бонус за свой экспорт. И здесь начинаются сложности.

Многие предполагают, что благодаря корректировки, НДС предоставляет использующих его странам экспортное преимущество. Некоторые республиканцы готовы поддержать этот план лишь по этой причине.

Введение 20% НДС означает увеличение стоимости импорта на 20% и возвращение отечественным компаниям 20% стоимости их экспорта. Сочетание налога на импорт и субсидирование экспорта, без сомнения, выглядит, как мощная поддержка компаний-экспортеров. Однако экономисты практически единодушно выступают против.

Чтобы понять почему, представим, что конгресс ввел всеобщий налог на продажу на все продаваемые в Америке кофейные кружки, независимо от их происхождения. Налог никак не отразится на цене американских кофейных кружек, которые продаются за границей, и следовательно не будет стимулировать экспорт американских кружек.

Представим, что налог затем расширяется и теперь включает иностранные продажи американских кружек. В этом случае американский налог добавляется к налогу на продажи на зарубежном рынке, делая американские кружки автоматически менее конкурентными.

Но это не конец истории. Республиканские лидеры не считают, что их план будет налогом на добавленную стоимость. Дело в том, что среди рядовых республиканцев существует крайне негативное отношение к НДС, который, по их мнению, придуман социалистами в Европе. Более того, предлагаемая Районом реформа также исключает расходы на оплату труда: обычная вещь для режима с налогом на прибыль корпораций, но никак не с НДС.

Райан обнародовал свой план в июне прошлого года, задолго до выборов и до того как республиканцы неожиданно стали активными сторонниками торговых ограничений. Есть подозрение, что лидеры конгресса пытаются убедить Трампа поддержать явно не протекционистский налоговый план, акцентируя на его ∎пограничную корректировку∎. Но Трамп, похоже, пока стоит на своем.

В последнем интервью газете Wall Street Journal он раскритиковал излишнюю сложность предложений Райна, добавив: ∎каждый раз, когда я слышу о ∎пограничной корректировке∎, мне это не нравится∎.

Пока неизвестно, чья налоговая инициатива одержит победу, но схватка между ними, безусловно, покажет, как хорошо Трамп и конгресс способны манипулировать друг другом.