Когда вирус Эболы ударил по Западной Африке в 2014 г., потребовалось несколько месяцев для сбора денег на борьбу с эпидемией. Доноры в итоге выделили более $7 млрд. Но средства поступили слишком поздно и использовались слишком неэффективно.
  • В случае глобальных пандемий и мировых угроз компании и страны выделяют деньги, но слишком поздно
  • Всемирный банк решил создает специальный фонд и выпустить "пандемические облигации"
  • Средства от размещения бондов будут использоваться для борьбы с шестью вирусами


Москва, 4 августа - "Вести.Экономика" Когда вирус Эболы ударил по Западной Африке в 2014 г., потребовалось несколько месяцев для сбора денег на борьбу с эпидемией. Доноры в итоге выделили более $7 млрд. Но средства поступили слишком поздно и использовались слишком неэффективно, рассказывает руководитель специального медицинского отдела Всемирного банка Тим Эванс.

Тысячи людей, которых можно было спасти, погибли из-за болезни. ВВП Гвинеи, Либерии и Сьерры-Леоне, по оценке экспертов, в общей сложности сократился на $2,8 млрд.

Подобные вспышки, скорее всего, будут происходить все чаще и чаще: в последние 30 лет они увеличились, как по частоте, так и разнообразию, отчасти из-за возросшей мобильности людей, товаров и продуктов питания.

Всемирный банк ожидает в ближайшие 10-15 лет новую пандемию. Вот почему он выпустил ∎пандемические облигации∎ на $425 млн для поддержки своего специализированного фонда - Pandemic Emergency Financing Facility (PEF) - который должен будет направлять средства в столкнувшиеся со смертельной болезнью страны.

Облигации покрывают шесть вирусов, которые, вероятнее всего, приведут к очередной вспышке: новые вирусы гриппа, коронавирусы (такие как атипичная пневмония и коронавирус ближневосточного респираторного синдрома), филовирусы (такие как Эбола), геморрагическая лихорадка Ласса, лихорадка долины Рифт и конго-крымская геморрагическая лихорадка.

В случае, если один из названных вирусов достигнет оговоренного инфекционного уровня (то есть определенных темпов распространения, количества смертей и пересечение международных границ), то инвесторы смогут вернуть вложенные средства, как купонный доход, так и тело долга, лишь частично.

В программу включены 77 беднейших стран мира, отмечает британский журнал The Economist.

Использование облигаций в качестве страховки от кризиса - далеко не новая идея. Катастрофные облигации, рынок в $29 млрд, обеспечивает покрытие в случае урагана и землетрясения. Однако впервые пандемический риск был переведен на финансовый рынок.

По словам представителя Всемирного банка Майкла Беннетта спрос на облигации был неожиданно высокий: заявки превысили предложение на 200%. Покупатели варьировались от инвесторов в катастрофные облигации до пенсионных фондов.

Но что, если патогенный фактор неизвестен, как было с атипичной пневмонией в 2002 г.? Для этого случая Всемирный банк создал второй финансовый фонд.

Будучи более гибким структурно, он не связан с рынком облигаций, но опирается на деньги двусторонних доноров. Германия предоставила ему первоначальный взнос в 50 млн евро.

Пока неизвестно, как новая программа будет работать в случае кризиса, но она уже начала мотивировать правительства и различные международные организации выделять на эти цели больше средств. И это правильно.

Согласно оценке Всемирного банка стоимость ∎умеренно мощной до мощной∎ пандемии может достигнуть $570 млрд или 0,7% глобального ВВП. В то же время одна катастрофическая пандемия, такая как испанка в 1918 г., может стоить 5% глобального ВВП.