182 миллиарда долларов — такова общая сумма потерь, которые понесли на прошедшей неделе 400 богатейших людей мира. Причина, согласно информации агентства Bloomberg, — в обвале на мировых фондовых рынках, вызванном сложностями в экономике Китая. Если добавить еще и дешевеющую нефть, из-за которой падают доходы топливных компаний, картина для экономистов складывается удручающая. Как долго будет царить уныние на финансовых площадках?
Ведущий экономических новостей американского телеканала гуляет в студии, залитой красным, — цвет падения котировок. В заставке — "медведи" — так называют игроков, работающих на понижение. Нервная волна продаж акций прокатилась по всей планете — от Токио до Нью-Йорка. Японский индекс Nikkei опустился почти на 3%, шанхайский — более чем на 4%. В негативе немецкий DAX. А американский промышленный индекс Dow Jones показал крупнейшее падение за 6 лет: за день — 530 пунктов.
"Очень сложно сейчас понять состояние китайской экономики. Мы не очень доверяем данным оттуда ине знаем подлинных темпов роста. Но известно, что многие купили китайские акции, а потом увидели, как их с трудом заработанные деньги теряют в стоимости по мере того, как разваливаются рынки. У нас нет данных, а рынки не выносят подобной неопределенности", — отметил Ник Колас, рыночный аналитик.
На рынки повлияло и рекордное падение стоимости нефти. Североморская Brent опускалась до 45 долларов. Цена на американский сорт WTI впервые за 6 лет пробила психологическую отметку в 40 долларов за баррель. Нефть дешевеет два месяца подряд. Такого не было с 1986 года.
"Основная причина — дисбаланс спроса и предложения. Предполагалось, что дело в избытке топлива. Я считаю, что избыток существует, в том числе и потому, что спрос в американской экономике падает, до сих пор он в половину медленнее, чем раньше, тем более в совокупности с китайским рынком ценных бумаг, который в черной зоне, и замедляющимся ростом китайской экономики", — пояснил рыночный аналитик Сэм Стовалл.
Мировая экономика растет слабо, но никто из нефтепроизводителей не снизил добычу. Саудовская Аравия даже запустила новые мощности, опасаясь, что рынок займут конкуренты. В США добытчики сланцевой нефти максимально ужались в расходах, но продолжили бурить. Возможная отмена санкций против Ирана и поступление нефти оттуда тоже сбивают цену.
В итоге страдают все. В США дешевеет топливо, но это же бьет по доходам энергокомпаний, а значит, сокращаются рабочие места. Наиболее уязвимы страны, где нефть — основной экспортный товар. В Венесуэле это 94% поступления доходов в бюджет. Инфляция венесуэльского боливара выражается уже трехзначными цифрами.
Более половины проектов по добыче на канадских нефтеносных песках стали убыточными. Канадский доллар за год обесценился на 18%. Еще больше просели валюты других стран-эскпортеров сырья — норвежская крона и бразильский реал. Вниз вместе с нефтью сильнее всего пошел курс российского рубля. Дополнительный стрессовый фактор — западные санкции.
Нефть не может дешеветь бесконечно. Главное для рынка сейчас — нащупать дно, цену, по которой большинство производителей будут не готовы продавать сырье. От этого можно уже оттолкнуться.