Следы бытования. Репортаж Александра Можаева

В Москве продолжается народная инициатива по восстановлению старинных вывесок - в Кривоколенном переулке раскрыта вывеска заводской конторы 1920-х годов.

В Москве продолжается народная инициатива по восстановлению старинных вывесок — в Кривоколенном переулке раскрыта вывеска заводской конторы 1920-х годов.

Старинные вывески — из тех вещей, которые называют "следами бытования", словно выцарапанный на стене автограф жившего здесь когда-то человека. Они очень заметно оживляют город, делают его историю зримее и многослойнее. Ну, и потом это не какие-нибудь аркбутаны и балясины, оценить совершенство которых могут только специалисты, это бытовая история, понятная и занятная для каждого горожанина.

Старинные вывески — обычная часть ландшафта исторических городов Европы, включая Санкт-Петербург, но в Москве к ним всегда относились небрежно. Есть некоторое количество восстановленных дореволюционных штукатурных вывесок, одна мозаичная, а простые красочные, каковых в старой — особенно послереволюционной — Москве было большинство, не попадали в поле зрения реставраторов. Несмотря на то, что довольно часто открывались при ремонтах фасадов или брандмауэров зданий. Их рукодельный, выполненный не по шаблону, иногда корявый, но всегда очаровательный шрифт — одно из наиболее ярких и узнаваемых отражений своей эпохи.

Реставрация вывесок стала народной затеей, поскольку юридически эти артефакты пока что не самостоятельны (вывеска может быть частью предмета охраны дома-памятника, но если дом не памятник, то отдельного статуса для неё не придумано). Три года назад схема самодеятельной реставрации на народные пожертвования была впервые отработана на углу Малой Бронной и Спиридоньевского переулка — там восстановлена раннесоветская вывеска аптеки с проглядывающим из-под неё предреволюционным номером заведения (жители Бронной не слишком упорно боролись за судьбу старейшей и единственной в окрестности аптеки, весной она закрылась, и теперь на её месте будет ресторан "Старая аптека", вывеску обещают сохранить). После была восстановлена трехслойная вывеска булочной на Покровке (1920-40-е годы). В этом году были начаты работы сразу по двум новым адресам – в Кривоколенном переулке и на Пречистенке, снова на общественные пожертвования.

О фрагментах букв, открывшихся под осыпавшейся краской на фасаде дома 14 по Кривоколенному переулку, первым сообщил историк Денис Ромодин. Виднелась всего пара букв, но характерного для послереволюционных лет начертания – вроде ещё немного модерн, но уже косоватый, заметно приземленный. Поскольку дом не является объектом культурного наследия, согласование проводилось с жильцами дома и управляющей компанией "Дом-Мастер", инициатором официальной переписки выступил Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Сейчас на фасаде дома ведется расчистка вывески, осенью она будет восстановлена. Надпись проявляется день ото дня, судя по всему это будет "Заводско-техническая контора. Инженер ...кевич". Полную фамилию героя мы узнаем буквально на днях.

Этой весной также был демонтирован пластиковый короб вывески почтового отделения на Пречистенке, 15. Проявившиеся под ним синие линии заметил и собрал в буквы архитектор Петр Шутов: получилась надпись "Артель ХЛЕПОБЕК булочная". Согласно справочникам, в 1923 году по этому адресу действительно числилось предприятие "Трудовой хлебопек", стало быть, одна из тех вывесок, по которым учился читать знаменитый гражданин Пречистенки, булгаковский Шарик. Особенно прекрасно, что в углу этой рукодельной вывески нашелся автограф автора: "Н. Максимов". Ответственные лица отделения "Почты России" не возражают против восстановления надписи (места над витринами достаточно и для старой артельной, и для новой почтовой вывесок) при согласии органов охраны. Если согласие будет получено в ближайшем времени, возвращение ещё одной приметы минувшего также станет событием грядущей осени.