Украина не хочет платить по счетам


фото EPA

"Чтобы получить новые кредиты, надо не выплачивать долги по старым", такой способ, по мнению Киева идеально подходит для улучшения инвестиционной привлекательности экономики страны.

"Чтобы получить новые кредиты, надо не выплачивать долги по старым", такой способ, по мнению Киева идеально подходит для улучшения инвестиционной привлекательности экономики страны.

Киев решил, что не станет возвращать России 3 миллиарда долларов, по крайней мере вовремя. Может не станет и потом, а может быть вернет не всю сумму. Финансовые власти Украины настолько вольно обращаются со своими международными кредитными обязательствами, что нельзя точно сказать, на что могут рассчитывать инвесторы, ссудившие Киеву заемные средства.

Правительство Украины обнародовало перечень долгов, которые оно хочет реструктурировать. Там и государственные еврооблигации, и долги госбанков, там же и облигации на 3 млрд долларов, выкупленные Россией в конце 2013 года, кредиты всевозможных госкомпаний, привлеченные под госгарантии и многое другое. Фактически, намерение в одностороннем порядке реструктурировать долги свидетельствует о неспособности или нежелании по ним платить в полном объеме. В первом случае это называется дефолт, во втором – хищение.

Со всеми кредиторами, попавшими в список Минфина, Киев надеется добиться соглашения о реструктуризации долга до июня, чтобы своевременно получить второй транш от МВФ. Дело в том, что Фонд поставил жесткие условия для перечисления своих траншей. Согласно программе с МВФ сделки по изменению условий заимствований должны обеспечить выполнение Украиной трех количественных обязательств: экономия на внешних платежах по долгам государства и гарантированных государством и субъектов госсектора на сумму примерно $15,3 млрд за время реализации программы МВФ; обеспечение до 2020 года соотношения государственный долг к ВВП на уровне не выше 71% ВВП; поддержание общих потребностей в финансировании бюджета по долговым операциям в среднем на уровне 10%.

Выходит, отказываясь платить по долгам перед всеми, за исключением МВФ, Киев таким образом демонстрирует неспособность идти по пути увеличения ВВП, или сокращения долговой нагрузки за счет ее погашения, а попросту хочет перенести сроки выплат на более позднее время, а иногда и в сокращенном объеме, для "улучшения" статистики. Таким образом, происходит полное извращение самого смысла кредитования, заложенного в программы МВФ. Традиционно, принято считать, что кредитование Фонда является сигналом для инвесторов и возможностью для государства привлекать заемные средства на открытом рынке. В ситуации, которая складывается на Украине все перевернуто с ног на голову: ради получения в будущем денег от МВФ Киев готов испортить отношения со всеми своими бывшими кредиторами и Россия, далеко не единственная в этом списке.

Реструктуризация государственного долга — это пересмотр условий его обслуживания. Она становится актуальна, когда появляется угроза банкротства заемщика, то есть его неспособность произвести погашение долгов в соответствии с первоначальными условиями предоставления кредитов.