Загадочная история произошла в ночь 20 декабря в кенийском городе Момбаса. Там приземлился Boeing-777, следовавший рейсом с острова Маврикий в Париж. Один из пассажиров сообщил стюардессе, что услышал в туалете подозрительное тиканье. Стюардесса проследовала в туалет, где нашла за зеркалом предмет, очень похожий на бомбу. Экипаж запросил экстренную посадку.
Ну что же, за последние недели мы не раз и не два слышали сообщения о том, как тот или иной самолет разворачивается в воздухе или совершает экстренную посадку из-за подозрений в террористической угрозе. После взрыва русского самолета над Синайским полуостровом мир пребывает в довольно встревоженном состоянии.
К счастью, ни одно из подозрений последних недель не подтвердилось. И тем сильнее было потрясение от сообщения администрации аэропортов Кении на Facebook: "Кенийские взрывотехники обнаружили взрывчатку в самолете и увезли ее в безопасное место за пределы аэропорта".
То есть, выходило, что бомба на борту самолета была настоящей. Воображение немедленно стало рисовать страшные картины. Цель выбрана идеально — многострадальный Boeing-777, подобный пропавшему над Индийским океаном и сбитому над Донбассом. Это самые резонансные в мире авиакатастрофы последних лет. Без малого полтысячи человек на борту: 14 членов экипажа и 459 пассажиров, подавляющее большинство из которых — туристы, возвращающиеся с райского отдыха домой. И возвращающиеся куда? Во Францию, ставшую в последний год главной целью международного терроризма.
Опять же, безмятежный курортный Маврикий, где на борт самолета можно пронести что угодно. В общем, картина складывалась совершенно реальная и лишенная противоречий. А тут кенийские власти еще и сообщили о том, что подозреваемый в подготовке взрыва задержан.
Вскоре была опубликована фотография взрывного устройства: квадратная коробка, к которой скотчем примотано что-то вроде электронного будильника с жидкокристаллическим экраном. Выглядит весьма аккуратно.
И вот тут настало время первых сомнений. Ведь бдительный пассажир слышал тиканье. А электронные часы в общем случае вовсе не тикают или они тикали специально, чтобы привлечь внимание. Или же пассажир, сообщивший об устройстве, знал, где именно это устройство лежит. И, быть может, сам его туда и положил. Но зачем?
Спустя пару часов ситуация разрядилась. Тот самый пост на Facebook, в котором администрация аэропортов Кении сообщила о реальности бомбы, был отредактирован. Из него пропали слова "взрывчатка" и "бомба". Они были заменены на словосочетание "подозрительный объект". То есть, оказалось, что бомба таки была ненастоящей.
В этот момент у многих, конечно, отлегло от души. А эксперты начали делиться предположениями. И первое из этих предположений было таким: если бы террористы хотели взорвать самолет, самолет бы был взорван. А второе предположение, следующее из первого: все это похоже на игры спецслужб.
И действительно — всего несколько дней прошло с момента создания Исламской военной коалиции по борьбе с терроризмом, в которую вошли 34 страны, некоторые из которых даже и не подозревали, что стали членами такой коалиции. Например, министр иностранных дел Пакистана заявил, что узнал о существовании коалиции и членстве своей страны в ней из прессы. То же самое заявили власти Ливана. Но раз о коалиции написано в прессе — значит, она существует. И значит, она должна как-то себя проявить. Например, предотвратить какой-то теракт.
Звучит довольно логично, но есть тут одна неувязка. Ни Маврикий, ни Кения не входят в Исламскую коалицию. Более того, не являются исламскими странами.
Но если посмотреть на обычный маршрут рейса AirFrance №463, то можно увидеть, что он... не проходит над Кенией. Он проходит над Сомали, Эфиопией, Суданом и... прямо над самой густонаселенной частью Египта. И если бы взрыв на борту предотвратили не спецслужбы Кении, а спецслужбы, скажем, Египта — ситуация выглядела бы совсем по-другому.
Первое сообщение администрации аэропортов Кении начиналось со слов: "Кенийская служба безопасности предотвратила попытку взрыва на борту Air France".
Представьте себе гордое: "Египетская служба безопасности предотвратила попытку взрыва на борту".
Исламская антитеррористическая коалиция, в которую входит Египет, сразу же приобрела бы неиллюзорный смысл. И сам Египет показал бы всему миру, что с безопасностью все в порядке — спецслужбы, в состоятельности которых мир усомнился после теракта над Синаем, работают. А что бомбу нашли не спецслужбы, а пассажир со стюардессой — это малозначимые технические детали.
Увы, бдительный пассажир поспешил сообщить об опасности. Еще пару часов и Boeing долетел бы до Египта, где его, вполне может быть, уже ждали.
Но не получилось.






















































































