Тайванцы боятся повторить судьбу Гонконга


EPA

В Тайване продолжаются массовые протесты против нового учебника по истории, сглаживающего острые углы в противостоянии между островом и материковым Китаем, а также в роли Японии во Второй мировой войне. Протестующие отрицают концепцию "одного Китая" и не скрывают опасений повторить судьбу Гонконга.

В Тайване продолжаются протесты против нового учебника по истории, который планируется ввести в школах с сентября. Концепция "одного Китая", которая является доминирующей в новом учебнике, вызывает у протестующих студентов, вся жизнь которых прошла в самоуправляемом государстве, нескрываемую антипатию. Кроме того, по их мнению, в новом учебнике необъективно отражается роль Японии, под контролем которой долгое время находился остров.

Первые акции протеста у здания Министерства образования начались в начале июля. После того, как участвовавшие в них студенты проникли в здание по приставным лестницам, десятки человек были арестованы. Один из них впоследствии покончил жизнь самоубийством, после чего акции приняли более радикальный характер. В настоящий момент возле здания находится постоянный лагерь протеста с мемориалом погибшему студенту.

"Мы – Тайвань. Китай – это Китай", — говорит один из протестующих, 18-летний Лю Тзухао, и он, похоже, не единственный, кто так считает: большинство молодых жителей острова не ощущают своей кровной связи с материковым Китаем. Многие тайваньцы настаивают на том, что правительство должно строить отношения с Пекином, исходя из интересов населения острова, а не каких-то придуманных концепций.

При этом действующий президент Ма Инцзю занимает противоположную позицию: не призывая к воссоединению с материком в политическом плане, президент предпринимает серьезные шаги к укреплению и без того тесных экономических связей с материком, которые в Пекине рассматривают как первый этап на пути к политической интеграции.

У большинства жителей Тайваня такие планы, впрочем, не вызывают положительных эмоций. Перед глазами – пример Гонконга, который после воссоединения с Китаем в 1997 году утратил свою политическую независимость, что почти двадцать лет спустя вылилось в масштабное противостояние как на улицах города, так и в местном парламенте. Итоги, впрочем, неутешительные: китайский парламент по-прежнему настаивает на предварительном согласовании кандидатур на выборах с Пекином, что противоречит главному требованию демонстрантов и поддержавших их депутатов.

На Тайване выборы пока не нужно ни с кем согласовывать, и ближайшие из них назначены на январь следующего года. Наблюдатели отмечают, что нынешние протесты против концепции "одного Китая", подразумевающей, что рано или поздно Китай и Тайвань воссоединятся, могут сыграть на руку сторонникам независимости Тайваня. Пока же в Министерстве образования обещают пересмотреть наиболее спорные главы нового учебника и не включать вопросы по ним в экзаменационные материалы.

"Мы понимаем, что вокруг учебника существуют противоречия, — отметил в интервью министр образования Тайваня Ву Се-Хва, в которого незадолго до этого один из демонстрантов запустил деревянной сандалией. – Мы надеемся, что их удастся свести к позитивному дискурсу и решать их в классе, а не на улицах".

Остров Тайвань стал независимым от Китая в 1949 году, когда туда было в полном составе эвакуировано правительство партии "Гоминьдан" во главе с Чан Кайши. До 1979 года Тайвань занимал место Китая в ООН и в Совете Безопасности этой организации. Однако после установления отношений между США и коммунистическим Китаем при Ричарде Никсоне это место было передано Китайской Народной Республики, а все международные акты, признающие Китайскую Республику (Тайвань) – денонсированы.

Несмотря на отсутствие дипломатического признания, Тайвань продолжает оставаться одним из главных союзников США в регионе, а также крупным промышленным центром, где, в частности, производятся комплектующие для продуктов компании Apple, на данный момент занимающей первое место по капитализации в мире.