На диалог не способны: украинские писатели отказались общаться с Прилепиным

Украинские писатели отказались участвовать в дискуссии с Захаром Прилепиным. Обмен мнениями должен был состояться на литературном фестивале в Германии. Но украинские литераторы не только отказались от разговора, но еще и обрушились с обвинениями на европейских организаторов.

Украинские писатели отказались участвовать в дискуссии с Захаром Прилепиным. Обмен мнениями должен был состояться на литературном фестивале в Германии. Но украинские литераторы не только отказались от разговора, но еще и обрушились с обвинениями на европейских организаторов.

От общения отказались. Известные украинские писатели Сергей Жадан и Юрий Андрухович не захотели участвовать в дискуссии с российским автором Захаром Прилепиным. Все происходило на литературном фестивале в Германии. Сергей Жадан позже отписался в Интернете, его пост получился весьма витиеватым.

"Не хочется быть частью шоу для западных интеллектуалов, пытающихся выглядеть максимально корректными и объективными, справедливо, по их мнению, предоставляя слово "обеим сторонам конфликта", искренне считая, что обе эти "стороны" должны быть настроенными на диалог и не считать свое положение и свою ситуацию как-то особенной, — пишет Жадан. — То, что речь при этом фактически будет вестись между оккупантом и тем, кого оккупировали — мало кого интересует".

Писатель Захар Прилепин несколько раз посещал Донбасс. Он своими глазами видел то, что происходит на самом деле, лично возил гуманитарную помощь людям, которые оказывались под обстрелами. Вряд ли стоит сомневаться: ему есть, что рассказать своим украинским коллегам. Вот только им это, по всей видимости, совсем не нужно. Прилепин написал в социальных сетях так: "Ощущение правоты у них абсолютное, но втайне они подозревают, что если эту правоту выносить на люди, она не будет столь убедительна. Неприятно же".

Казалось бы, писатели — люди умные и интеллигентные, представители культуры. Но поведение некоторых украинских авторов вряд ли можно назвать подобающим. Еще около года назад харьковский фантаст Андрей Валентинов написал нашумевшее "обращение". В нем он назвал некоторых из своих коллег "личными врагами" и "врагами Украины". Писательский труд автор приправил ругательствами и матом.

Особенно досталось создателю "Дозоров" Сергею Лукьяненко. В ответ российский писатель запретил переводить свои произведения на украинский язык. Правда, в шутку. Книги Лукьяненко и по ту сторону границы читают в основном на русском. По словам фантаста, некоторые украинские поэты и прозаики предпочитают воевать, нежели обсуждать. "Сейчас есть огромная прослойка украинских писателей, которые находятся в первых рядах разжигания войны или даже являются ее участниками, — говорит Сергей Лукьяненко. — Есть масса украинских писателей, которые публикуются в России и поддерживают финансово "Правый сектор" (запрещена в РФ).

Часть украинского литературного сообщества точно отражают настроение элиты в стране, считают российские авторы. Ведь и правительство, и президент в Киеве не хотят говорить с Донбассом, отвечая агрессией. Если кто-то из украинских писателей решается на диалог с теми, кто имеет другую позицию, ему не позавидуешь. Например, прозаик Всеволод Непогодин оказался на беседе в СБУ после того, как поучаствовал в программе российского телевидения. Олесь Бузина был убит за то, что не соглашался с общепринятой на Украине позицией и постоянно общался со всеми — даже с тем, с кем не был согласен.

"Если украинские писатели на нейтральной территории международной площадки уважительно побеседуют о праве крымчан на самоопределение, о настроениях в Донбассе, то неизвестно, что с ними станет, когда они вернутся в Киев, — считает писатель Сергей Шаргунов. — В Киеве полно отморозков, кроме того, острие общей атмосферы может быть направленно на этих писателей".

Впрочем, можно усмотреть и еще одну причину – экономическую. На Украине примерно на треть упали продажи книг. Конкуренция за читателя становится все острее. Разговоры о Крыме и Донбассе в уважительном тоне на Украине не в тренде. Раздражать покупателя участием в дискуссиях — значит закрывать его кошелек для покупки своих книг.