Золотой поезд в Польше: его никто не видел, но все уже делят

Власти Польши никак не могут определиться с тем, нашелся ли поезд, груженый нацистским золотом, или все это выдумка. О составе, якобы, найденном в одном из тоннелей между Вроцлавом и Валбжихом, говорили всерьез, утверждали, что вероятность обнаружить в нем драгоценности очень велика.

Власти Польши никак не могут определиться с тем, нашелся ли поезд, груженный нацистским золотом, или все это выдумка. О составе, якобы, найденном в одном из тоннелей между Вроцлавом и Валбжихом, говорили всерьез, утверждали, что вероятность обнаружить в нем драгоценности очень велика. Теперь риторика изменилась: все рассуждения снова на уровне слухов и недоказанных гипотез. Возможную находку называют спекуляцией. Но на всякий случай все-таки решили оцепить территорию, чтобы охотники за сокровищами, съехавшиеся чуть ли не со всего мира, не проявляли излишнего энтузиазма.

Как бы то ни было, если поезд действительно существует и действительно перевозил золото и бриллианты, появляются другие вопросы. Главный: а откуда, собственно, ехал состав? И тут возможны варианты. Если ценности вывезли из Советского Союза, то Россия, как его правопреемница, должна на них претендовать. В Варшаве, впрочем, призывают не форсировать события. Говорят, что для начала поезд надо проверить: на случай, если он заминирован, а уже после этого разбираться с его содержимым.

Кое-кто из польских чиновников и вовсе призывает ни в коем случае не отдавать находку России, даже если поезд ехал с советских земель. И все-таки какими могут быть законные основания для передачи содержимого поезда Москве?

Золота еще не видели, но делить начали. Власти Польши заявляют: сокровища с бронепоезда из Нижней Силезии пойдут в государственную казну.

Вот только данных немного — устные свидетельства и снимки с георадара, якобы на них даже можно различить платформы поезда с артиллерийскими орудиями. Ожидания завышены. СМИ уже называют состав "Золотым поездом Гитлера", в вагонах которого спрятаны 300 тонн драгоценного металла. Стоит ли удивляться, что территорию оцепили, а к поискам привлекли полицию и военных.

"Место, которое указали нашедшие, если там действительно находится поезд, совершенно точно расположено в административных границах города Валбжиха. На данный момент раскопки не начались, и сроки назвать трудно", — отмечает пресс-секретарь мэрии Валбжиха Аркадиуш Грудень.

Состав длиной 150 метров следовал предположительно из крепости Бреслау – ныне Вроцлав. Бреслау Красная армия окружила зимой 1945 года, и немцы, вероятно, решили спрятать награбленное. Но поезд пропал по пути в Валбжих примерно в между 61-м и 65-м километром железной дороги.

Неподалеку – древний замок Ксендз, его готовили под резиденцию Гитлера. В скалах прорыты сотни метров туннелей неясного назначения.

"Это часть огромного инженерного подземного сооружения "Ризэ" — некоторые туннели находятся под замком, еще шесть подземных объектов – в горах вокруг. Это должен быть подземный город, в котором все объекты соединены между собой. Но пути мы пока не нашли. Так что нас волнуют не сокровища, а документы и карты, которые могут быть в поезде. Эти документы дороже золота", — подчеркивает историк, экскурсовод замка "Ксендз" Анджей Гаик.

Скалистый грунт этих краев как нельзя лучше подходил для тайников. Польские историки говорят: Нижняя Силезия – настоящее "золотое дно", что-то непременно найдут, даже если не тонны гитлеровского золота.

"Немцы делили клады на части, слишком были хитрыми. На окраинах Валбжиха располагались германские оружейные заводы, на них работали принудительно поляки, русские, евреи. Среди польских работников были созданы подразделения разведки. Целый поезд спрятать бы не удалось, но мое мнение – какой-то клад там есть", — убежден историк, глава Польского комитета по расследованию преступлений нацистов Яцек Вильчур.

Сейчас главный претендент на клад – конечно, Польша. Но спор может стать международным. По итогам Потсдамской конференции, сокровища Третьего рейха разделили страны-победительницы – Франция, Британия, Советский Союз, США. Согласно польским сообщениям, Париж и Вашингтон – уже выразили интерес к находке.

Всемирный еврейский конгресс – утверждает, что там могут быть ценности погибших узников концлагерей – было бы справедливо их передать потомкам или хотя бы пустить на выплаты пострадавшим польским евреям. Британские телеканалы сообщили, что в том же поезде надо искать Янтарную комнату из Царского села, которая была утеряна в Кенигсберге. Российские эксперты считают, что шанс обрести янтарные панно ничтожно мал, однако русский след польского поезда еще, возможно, даст о себе знать.

"Это самый восточный регион Германии. Бреслау был крупным городом, перевалочным пунктом, когда ценности вывозились из Советского Союза и везлись вглубь Германии. Там могли осесть культурные ценности с территории Советского Союза", — предполагает историк, научный сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Залесский.

Если речь идет о государственном наследии – будут восстанавливать историческую справедливость. У России есть все шансы отстоять свое — прецеденты были.

"Если решения Международной комиссии не будут устраивать одну из сторон, она имеет право обратиться в Международный арбитраж в Стокгольме. Последний опыт нахождения кладов – 70 тонн золота в Атлантике. Россия, как преемник Советского Союза, заявила требования и получила определенный процент возврата", — предполагает кандидат юридических наук, директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

С частными владельцами процедура возврата — реституции – несколько проще. Заявить права могут потомки европейских аристократических фамилий. Их Польша обещает не обидеть. Но до того – пройдут годы – месяцы займут только раскопки поезда – заминированного, засыпанного землей после бомбардировок авиации. Обидно будет, если в бронированных вагонах найдут лишь склад оружия и сырья, и никаких нацистских богатств.