Когда Арбату вернут его особую атмосферу? На старейшей улице столицы уже не раз пытались навести порядок: запретили курение, предложили выдавать патенты уличным художникам. Однако кардинально так ничего и не изменилось. Исторические фасады по-прежнему спрятаны за аляповатыми вывесками, а назойливые торговцы и бродяги ввергают в шок москвичей и туристов.
Уже при входе на Арбат пешеходов со всех сторон окружают люди с картонками на груди, впихивают листовки и куда-то тянут. Куда — уточнять бесполезно.
"Я русский не понимаю", — заявляет темнокожий промоутер.
Словно из-под земли появляется парень с голубями, предлагает сделать снимок, за который потом настойчиво требует денег. Еще метр — и лезут обниматься полугрязные Чебурашка и Винни-Пух. Судя по голосам, внутри — гости из южных регионов.
- А ты знаешь, кто такой Винни-Пух?
- Даже не знаю.
В паре шагов — уличные художники предлагают создать портрет или шарж. И успевают погреться в перерывах. Говорят, талант, если он есть, не пропьешь.
Гости из Литвы на Арбате всего пять минут, а им уже навязали шапку со звездой, серпом и молотом.
"Я представляла, что здесь много музыки, что художники сидят, рисуют", — признается туристка.
Актер Евгений Князев по Арбату ходит на работу — в театр имени Вахтангова. Помнит времена, когда здесь еще ездил 39-й троллейбус. И как в 1986-м улица стала пешеходной: асфальт заменили на плитку, установили ретро-фонари, особнякам вернули исторический цвет — до этого их красили в желтый. Нынешний вид улицы, по его мнению, стал каким-то несуразным.
"Вот дом в стиле модерн. Балкон приличный, вензеля на решетках — и вот этот вход в вареничную. Это оскорбляет, потому что это современные металлические двери. Почему не сделать туда вход, который соответствует этому дому?" — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" народный артист России Евгений Князев.
С соседнего фасада облезает краска, еще один дом дополняет пластиковая пристройка, повсюду налеплены огромные вывески. На стене, которую поклонники Виктора Цоя считают местом его памяти, надпись "Цой Жив", сделанную после смерти музыканта, уже давно зарисовали, а само место облюбовали неформалы и бродяги.
"Здесь собирается деклассированная молодежь, накуриваются". "Где-то год назад там нашли труп", — рассказывают местные жители.
Другая арбатская стена — "Стена Мира", созданная в 1990 году по проекту американской художницы Каролины Маркс, — и вовсе оказалась уничтоженной. Сотни детских рисунков о мире, дружбе и любви, выполненных на плитке, сейчас скрыты под несколькими слоями краски. Вдоль самой стены красуются две золотых кабинки и синий троллейбус.
"Каждая плитка была вручную нарисована, была обожжена. Это уникальное произведение искусства", — подчеркивает москвич.
Навести порядок на Арбате пытаются. Последние полгода торговцев, музыкантов и художников разгоняет и штрафует полиция — за незаконную предпринимательскую деятельность. Они исчезают — и вновь появляются. Вот в управу пришли живописцы. Просят, чтобы им выделили официальное место и дали установить железные стенды для картин.
"У нас в обществе есть архитекторы, которые постарались такие стенды вписать в специфику Арбата", — отмечает художница.
В управе считают, что вопрос с благоустройством Арбата нужно решать комплексно, по принципу программы "Моя улица".
"Нужно, чтобы Арбат был исторической заповедной зоной Москвы. И только когда он ею станет, тогда вернется та аура Арбата, о которой писал Булат Окуджава", — убежден глава муниципального округа Арбат Евгений Бабенко.
Артистам же предлагают выдавать патенты на работу. Но все это — только разговоры. Первая пешеходная улица Москвы пока продолжает "ждать перемен".





















































































