Тема:

Крушение А320 во Франции 7 лет назад

Авиакатастрофа в Альпах – девятая для А320

Airbus А320 – модель очень популярная. Такой самолет в мире взлетает или садится каждые две секунды. Учитывая массовость, катастрофы с ним случаются нечасто.

Airbus А320 — модель очень популярная. Такой самолет в мире взлетает или садится каждые две секунды. Учитывая массовость, катастрофы с ним случаются нечасто.

До сегодняшнего дня в небе было 4467 аэробусов А320. Сухая статистика — с ней не поспоришь: это самый покупаемый магистральный лайнер в мире. И один самых безопасных: за четверть века — всего восемь авиакатастроф. Теперь — девять. И, по странному совпадению, как минимум три — во Франции.

Первая — уже во время демонстрационного полета в 1988-м. Тогда 320-й аэробус — новая суперсовременная модель, только выходит на рынок. Через несколько месяцев после получения сертификата сразу три борта у концерна закупает стартовый заказчик — компания AirFrance. Устраивает показательные выступления на авиашоу в Мюлуз. Приветствуя собравшихся, командир под прицелами телекамер решил пройти на бреющем полете.

Что именно случилось — однозначно так и не ответили. По официальной версии, виноват пилот: он просто не учел особенностей работы нового самолета, слишком поздно перевел двигатели на повышенный режим работы и потому не смог набрать высоту. На борту было 136 человек. Каким-то чудом большинство выжили. Трое погибли, 98 получили тяжелейшие ранения.

Эта трагедия чуть не стоила компании-производителю репутации. Но опасный крен не стал смертельным: А320 быстро набирает обороты и становится на крыло. Разлетается по всему миру — от Индии до Бразилии, от Непала до Арабских Эмиратов. Но 20 января 1992 года экипаж снова не справился с управлением, и снова — во Франции.

Это был внутренний рейс Лион — Страсбург авиакомпании Air Inter. Борт уже готов был зайти на посадку, но неожиданно отклонился от курса и врезался в гору, не дотянув до места назначения всего 20 километров.

"Когда я пришел в себя, первое, что увидел — открытый огонь, прямо перед собой. У меня началась паника. Я сказал себе: ну все, я просто сгорю. Я побежал в хвост самолета — вернее, в ту часть, которая от него осталась. И там я увидел других выживших", — вспоминает пассажир рейса Лион — Страсбург Николас Скуриас.

Это — один из девяти выживших в этой авиакатастрофе. 87 человек погибли. На выяснение причин трагедии ушло полтора десятка лет. Сначала в непредумышленном убийстве обвиняли сотрудников авиакомпании: авиадиспетчера, менеджеров и представителя генерального директора. Но французская прокуратура так и не смогла доказать их вину. Решили, что все дело в совокупности факторов: и погодные условия плохие, и экипаж не справился. Но главное — бортовая система управления оказалась несовершенной. После случившегося ее решили срочно доработать.

"Мы выработали 45 рекомендаций, включая дополнительную подготовку экипажа при программировании автопилота. Кроме того, теперь один из пилотов должен иметь как минимум три тысячи часов налета. Мы решили, что эта цифра оптимальна", — рассказывает бывший пилот авиакомпании Air Inter Жерар Арну.

"Мы провели отдельные проверки, специальные тесты, чтобы выяснить, какая была температура горения на борту. Определили цифру в 260 градусов Цельсия. Мы повысили огнеупорность черных ящиков — чтобы они сохраняли информацию даже в экстремальных условиях", — объясняет еще один эксперт.

Любопытно, что долгие годы А320 собирали исключительно во Франции, в Тулузе. И только семь лет назад из-за повышенного спроса производство решили расширить, открыв филиал в Германии.

Именно тогда, в 2008-м, и именно немецкая авиакомпания XL Airways Germany закупила очередной борт А320, который 27 ноября того же года совершал тестовый полет и упал в Средиземное море. По очередному совпадению — у побережья Франции. На борту было семь человек, все погибли. Причина трагедии — плохое техническое обслуживание самолета: в датчики попала вода. На высоте она замерзла и вывела из строя сенсоры. Дезориентированные пилоты просто потеряли контроль над ситуацией.

"Бортовые компьютеры реагируют на те данные, которые в них вносятся. Но в этом случае оба датчика были заблокированы, а на основной пульт управления информация об этом не поступала вовсе. Пилот ничего не мог сделать", — говорит авиационный эксперт Джон Бош.

После этой катастрофы снова делают выводы и снова усовершенствуют бортовой компьютер. А320 по-прежнему остается одной из самых востребованных моделей на рынке. Не только по причине безопасности — дело еще и в сравнительно невысокой стоимости обслуживания для борта такого класса.

Разбившийся 24 марта в Альпах борт был одним из самых старых в парке авиакомпании. 1990-й год выпуска — это едва ли не старейшая модификация. Все предполетные проверки он прошел, судя по документам, никаких нареканий у специалистов не вызывал. Впрочем, если принять во внимание историю авиакатастроф именно этой модели, формальная техническая исправность далеко не всегда гарантирует безопасность полета.