"Городские технологии": новая бюджетная политика Москвы

В ноябре Московская городская дума сменила прописку. Из довольно тесного здания на Петровке депутаты перебрались в отреставрированные корпуса бывшей Екатерининской больницы. Зал заседаний уже прошел проверку боем. Именно здесь в окончательном чтении был принят главный финансовый документ города.

В ноябре Московская городская дума сменила прописку. Из довольно тесного здания на Петровке депутаты перебрались в отреставрированные корпуса бывшей Екатерининской больницы. Зал заседаний, где еще не успела, что называется, высохнуть краска, уже прошел проверку боем. Именно здесь в окончательном чтении был принят главный финансовый документ города – бюджет Москвы.

Московский бюджет, в отличие от федерального, расписан сроком на три года. В 2016 году расходы составят один триллион 646 миллиардов рублей. В 2017 году – триллион 681 миллиард. И в 2018 – один триллион 746 миллиардов рублей. По мнению депутатов, тот факт, что Москве удалось сохранить трехлетний горизонт планирования, говорит об устойчивости городской экономики.

"Москва ориентируется исключительно на свои доходы, исключительно на свою экономику, и это очень хорошая тенденция не только в российской экономике, но и в общемировой. Москва не завязана на какие-то доходы от нефти, от нефтепродуктов, поэтому Москва смело может планировать свой бюджет на три года", — считает председатель Московской городской думы Алексей Шапошников.

Основные статьи расходов на следующий год:

- развитие транспортной системы;

- формирование комфортной городской среды;

- реализация социальных программ – речь о культуре, образовании, здравоохранении.

В целом, больше половины бюджета Москва направит на социалку.

"В 2016 году уменьшения расходов не произойдет и не запланировано ни на какие виды помощи. Произойдет только увеличение оказания некоторых видов помощи. Например, высокотехнологичная медицинская помощь. Возрастут расходы на приобретение как лекарственных препаратов для льготных категорий граждан, так и специфических лекарственных препаратов. Произойдет увеличение расходов в связи с увеличением цен на продукты питания, произойдет увеличение средств на неонатальный, перинатальный скрининг. Также увеличится финансирование на закупку оборудования в связи с выходом из строя, пришедшего в негодность и списанного оборудования", — рассказал первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Валерий Павлов.

За последние пять лет расходы на социальные сферы увеличились в Москве в полтора раза. В ближайшие три года тенденция продолжится.

"В связи с началом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в предстоящие 3 года дополнительно выделено 30 миллиардов рублей на усиление мер социальной поддержки — в связи с началом реализации этой программы предусмотрено в бюджете. Предусмотрено увеличение регионального социального стандарта с 1 марта 2016 года на 20%. Это значит, что доплаты неработающим пенсионерам Москвы будут увеличены уже до величины нового регионального социального стандарта. Предусмотрено увеличение расходов на льготные лекарственное обеспечение москвичей, в 2 раза увеличены расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. То есть, рост социальных расходов продолжается", — отмечает руководитель Департамента финансов Москвы Елена Зяббарова.

В отличие от большинства субъектов страны в Москве бюджет формируется по программному принципу. Составлено 14 программ по всем отраслям городского хозяйства. Бюджетные средства привязаны к конкретным показателям, прописанным как раз в этих программах.

"Это абсолютно прогрессивная технология составления бюджетов. Это бюджетирование, ориентированное на результат, которое применяется уже с давних времен в Соединенных Штатах, и программное бюджетирование, которое применяется во Франции и Швеции, которые пошли несколько иным путем. В России тоже этот процесс начался с 2004 года, началась бюджетная реформа. Сейчас этот процесс несколько притормозился. Москва в этом смысле является более последовательной. И бюджет, действительно, носит программный характер", — говорит профессор НИУ "Высшая школа экономики" Мстислав Афанасьев.

Больше двадцати процентов бюджета Москва тратит на развитие. В городе реализуется адресная инвестиционная программа. До конца 2018 года больше полутора триллионов рублей направят на строительство 82 общеобразовательных и 38 медицинских учреждений, 9 ФОКов, 19 объектов к чемпионату мира по футболу. Но большая часть пойдет на развитие транспортной инфраструктуры.

"Из этих денег 70% идет на развитие транспортной инфраструктуры: это более 1 триллиона рублей. То есть, мы ставим себе задачу построить метро – порядка 70 км, порядка более 300 км дорог, начать транспортно-пересадочные узлы, инфраструктуру к транспортно-пересадочным узлам и еще целый ряд объектов", — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

В последние годы существенно сократился государственный долг Москвы. В 2010 году он составлял 300 миллиардов рублей, сегодня – 136 миллиардов. При этом новый трехлетний бюджет составлен с минимальным дефицитом.

"Сейчас – вот в только что принятом бюджете — у нас дефицит составляет 3,6% к объему собственных доходов. Показатель вроде бы небольшой. Но, на самом деле, у нас следующий год будет достаточно сложным, поскольку нам предстоит очень серьезное погашение долговых обязательств. В том числе и выплата внешнего долга, который был образован у Москвы около 10 лет назад. 10 лет назад был привлечен дорогой коммерческий кредит — 407 миллионов евро, и вот все выплаты по этому коммерческому кредиту приходятся на 2016 год", — говорит руководитель Департамента финансов Москвы Елена Зяббарова.

Сокращение госдолга продолжится и в следующих бюджетных циклах. А вот новых заимствований нынешняя бюджетная политика Москвы не предполагает.

Мало, кто знает, но московский бюджет – один из самых больших в мире. Даже сейчас, когда курс рубля сильно скорректировался, российская столица остается в пятерке самых богатых мегаполисов планеты.

Вот данные по 2015 году. Первое место занимает Шанхай – 95 миллиардов долларов. Второе – Нью-Йорк – 73 миллиарда. Третье – Берлин – 27 миллиардов. Москва – на четвертом месте с бюджетом в 24 миллиарда долларов. Замыкает пятерку Лондон – 18 миллиардов. В то же время рост доходов московского бюджета в последние годы был весьма умеренным – в среднем 5% в год, что даже ниже уровня инфляции. Основная причина – в федеральной налоговой реформе2012 года, в результате которой из-под юрисдикции Москвы вышел ряд крупных налогоплательщиков. По оценкам Департамента финансов, бюджет города за четыре года недополучил из-за этого 215 миллиардов рублей. В таких условиях у московских властей оставался только один путь – искать новые источники пополнения бюджета.

Ожидаемый объем поступлений в бюджет Москвы в 2015 году — чуть меньше полутора триллионов рублей. В основе доходной базы лежат два налога – НДФЛ и налог на прибыль предприятий.

Вот десятка крупнейших налогоплательщиков Москвы: "Газпром", "ЛУКойл", "Транснефть", "Сбербанк", "Альфа-банк", "ВТБ 24", "Ашан", "Метро Кэш энд Керри", "Яндекс", "Московская городская телефонная сеть". Конкретный вклад этих компаний в казну не раскрывается, но точно можно сказать одно: в Москве нет не то что бюджетообразующих предприятий, но даже отраслей. Так, банковский сектор в этом году должен принести в бюджет 48,6 миллиарда рублей, газовый – 36 миллиардов, нефтяной – чуть более 8 миллиардов. Больше того, за последние пять лет объем поступлений от налога на прибыль в Москве сократился более чем на 100 миллиардов рублей.

"Если взять показатели федерального бюджета, где за последние пять лет доходная часть выросла на 27%, и средний показатель регионов, где доходная часть выросла на 23%, то в Москве этот показатель составляет всего 14%. А если взять за основу уровень инфляции, то есть, продефлировать эти показатели (а инфляция, накопленная за последние 4 года, составила 24%), получается, что реальная доходная база Москвы сократилась. Сократилась значительно больше, чем в стране или других регионах", — отмечает Мстислав Афанасьев, профессор НИУ "Высшая школа экономики".

Роль региональных и местных налогов повышается в столице с 2012 года. Москва одной из первых в стране стала рассчитывать налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта. В прошлом году это принесло дополнительно в бюджет 17 миллиардов рублей. В этом должно поступить еще 30 миллиардов.

"Введение кадастрового учета земли и объектов недвижимости позволило установить справедливую цену на объекты недвижимости. К примеру, крупные торговые центры сейчас платят налог в зависимости от их площади. И в то же время город ввел льготы для социально значимых объектов", — отмечает Алексей Забелин, ректор Московского финансово-юридического университета.

Со следующего года по кадастровой стоимости начнут взимать налог и на имущество физических лиц. По оценкам экспертов, это принесет в бюджет дополнительно 3,5 миллиарда рублей. Продолжает развиваться в Москве патентная система налогообложения. В этом году продано 22 тысячи патентов по 80 видам деятельности. Самыми прибыльными для города стали патенты для мигрантов. До конца года они должны принести в бюджет 10 миллиардов рублей.

"Я думаю, что он продолжит расти, потому что мы на одном из последних заседаний приняли изменения, поправки, в законы, которые немного увеличат стоимость патента на 2016 год, но мы должны понимать, что здесь зависит еще не только от стоимости патента, но и от количества приобретенных патентов", — говорит председатель Московской городской думы Алексей Шапошников.

Около девяти миллиардов должен принести в бюджет и торговый сбор. Его ввели в Москве летом этого года, чтобы вывести из тени ту часть розницы, которая раньше уходила от налогов.

"Торговый сбор вводился как раз таки против недобросовестных предпринимателей. Понятно, что если вы платите все налоги, то сумма торговых сборов будет зачтена вам при уплате других налогов. На сегодняшний день по потребительскому рынку мы отработали все направления: это мелкорозничная сеть, это крупные/малые/средние торговые центры, отдельно стоящие магазины, допустим, сетевые магазины, то есть, у всех есть понимание, как его выплачивать и как он рассчитывается", — рассказывает Алексей Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы.

Арендные платежи составляют основную часть неналоговых доходов бюджета города Москвы. С 2012 года ставки аренды стали рассчитываться по кадастровой стоимости и выросли в среднем в 1,5 раза. Чуть больше миллиарда рублей в прошлом году принесли городу платные парковки. Эти деньги остаются в муниципалитетах и идут на благоустройство территорий.

"У нас в течение 2015 года платные парковки нанесены на 40 улицах территории нашего района – это порядка 1800 машиномест. Поступления составили за этот год порядка 21 миллиона рублей . Это позволило нам провести благоустройство 11 дворовых территорий, это комплексное благоустройство, где появились новые спортивные площадки, детские площадки с современными игровыми комплексами и технологичным покрытием", — говорит Александр Мишаков, глава Управы Красносельского района Москвы.

На штрафы и санкции приходится около семи процентов неналоговых поступлений в казну. Большая часть денег идет от нарушений правил. Эти деньги не являются целевыми и растворяются в бюджете.

Недавно завершилась сделка по продаже правительством Москвы трети площадей ЦУМа – это принесло в бюджет 4 миллиарда 300 миллионов рублей. Вообще, надо сказать, что город в последние годы довольно активно распродает непрофильные активы. В 2013 году на сумму 23 миллиарда рублей, в 2014 – 19 миллиардов, в этом году казна получит почти 16 миллиардов, в следующем – 14, прогноз на 2017 год – почти 12 миллиардов.

"Как правило, непрофильные активы большого дохода не приносят. Разработан интегрированный показатель эффективности, на основании этих показателей Департамент городского имущества определяет – прибыльные это активы, неприбыльные. И если они неприбыльные, то, может быть, частный бизнес их потом более активно использует. Поэтому те предприятия, которые не приносят дохода, они, безусловно, должны быть переданы частному бизнесу", — объясняет Алексей Забелин, ректор Московского финансово-юридического университета.

Как выглядят полтора триллиона рублей? Боюсь, разочарую вас, но вот так. Бюджет Москвы хранится на этих компьютерных серверах. Кстати, за последние пять лет столичный Департамент финансов полностью перешёл на электронный документооборот со своими контрагентами. И это существенно упростило администрирование бюджета.

"Примерно, мы переходили год. В конце 2012 года начали, в 2013 году мы практически полностью перешли на автоматизированную систему управления городскими финансами. Какие плюсы? Я уже называл. Это сокращение сроков доведения денежных средств до школы, это сокращение объема работы. Поскольку, если ты один раз ввел данные о финансировании, то они в системе сохраняются, и автоматически эти данные между другими информационными системами передаются. То есть, принцип однократного ввода информации", — объясняет Олег Яковлев, начальник Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования Москвы.

На типовые технические задания правительство Москвы собирается перевести и до 80% госзакупок. В результате город должен получить экономию бюджетных средств и "лишить недобросовестных заказчиков возможности "креативного" подхода к закупочному процессу", — заявила заммэра Наталья Сергунина. Всего за последние пять лет Москва сэкономила на госзакупках 663 миллиарда рублей – это больше 30% от общей суммы контрактов. Эксперты говорят, что это результат внедрения новых стандартов закупочной деятельности.

"Ключевым фактором для экономии средств является обеспечение доступа к прозрачным процедурам, с чем Москва справляется на 100%, учитывая превалирующую долю электронного аукциона как способа размещения в ее структуре заказа", — говорит Антон Назаркин, председатель комитета Национального рейтинга прозрачности закупок.

Больше двадцати процентов объема закупок сегодня приходится на предприятия малого бизнеса. С начала этого года они взяли контрактов на сумму в 100 миллиардов рублей. Это в четыре раза больше, чем было в 2010 году.

В Национальном рейтинге прозрачности госзакупок Москва уже три года находится в абсолютных лидерах. Такие вот "Городские технологии".