Скандал, который разрастается вокруг ФИФА, "затянул" и ряд крупнейших международных банков, которых американские следователи обвиняют в переводах миллионов долларов в качестве взяток футбольным функционерам.

Скандал, который разрастается вокруг ФИФА, "затянул" и ряд крупнейших международных банков, которых американские следователи обвиняют в переводах миллионов долларов в качестве взяток футбольным функционерам.

"Кто не думает об исходе дел, тому судьба не друг" — забавное изречение из сказок "1000 и одна ночь" как нельзя кстати. Николай Толстых пробыл на посту главы РФС 1000 и 1 день. Немного, скажете вы, и будет правы, ему бы взять пример с Йозефа Блаттера, который в прошлую пятницу был переизбран на посту главы ФИФА. Истории похожи, очень сложно находиться постоянно в кругу "друзей", так сказать, когда, кажется, весь мир против тебя, а ты уверен в правильности своего пути.

Но отличаются эти две истории принципиальным моментом: руководители ФИФА — люди из мира больших денег, которые очень любят футбол, а РФС как правило руководили люди от футбола, которые очень любят деньги, но, к сожалению, не умеют их считать.

Йозеф Блаттер — президент ФИФА, законно переизбранный — гений маркетинга. Это человек, который давно работает в организации. Его заслуги на лицо. Вот доходы от последнего (крайнего) чемпионата мира в Бразилии. Продажа прав на трансляции матчей турнира принесла организаторам около 2 миллиардов, совокупные спонсорские отчисления — 1,350 миллиарда долларов. Спонсоры, которые сейчас кричат, что подумают, продолжать ли сотрудничество с ФИФА из-за коррупционных скандалов, или лицемеры, или трусы. Если на них оказывается давление, во что я охотно верю, то вопросов нет. Если не оказывается, то большей глупости я в жизни не слышал. Очевидно, что на смену Coca-Cola придет Pepsi, на место Visa — MasterCard или вообще китайцы со своей платежной системой. Те эксклюзивные права и огромные возможности, которое дает партнерство с ФИФА, нельзя поменять ни на что.

Сегодня ФИФА остается одной из двух крупнейших мировых организаций-корпораций, которые остаются никому неподконтрольны, без каких-либо понятных рычагов давления на них. На все коррупционные скандалы, в которые я охотно верю, они заявляют: спасибо, мол, мы займемся самоочищением. А тефлоновый Блаттер, видимо, пока будет позволять здоровье, останется в руководстве организации.

У отечественно футбола все гораздо хуже, хотя, казалось бы, по отдельным позициям у ФИФА и РФС много общего.

Российский футбол также или по-прежнему спорт больших денег, большого бизнеса. В том смысле, что если бы не было "Газпрома", "Лукойла" и ВТБ, то не было бы кубка УЕФА у "Зенита", стадиона у "Спартака", не строило бы свой стадион "Динамо". Есть бизнесмены увлеченные, как Сергей Галицкий, и тогда у команды есть все — своя детская школа, классная база… ну все! И как результат — третье место, а могло быть и второе. А достанется клуб, не дай Бог конечно, Михаилу Прохорову, как когда-то ФК "Москва"… Помните такой? Он давно канул в Лету, как и многие другие проекты Прохорова. Это я к тому, что в российском футболе все зависит от того, кому ты достанешься. Может повезти, а может и нет. Ну, вот это бизнес??? Казалось бы, болезнь определена.

Николай Толстых за два дня до ухода в отставку заявил, что для президентского совета по спорту он подготовил доклад, в котором было предложение ограничить финансирование профессиональных клубов госкорпорациями. Нет, конечно, можно воевать, бросая гранаты себе под ноги, но это не долго. Представляете, если бы Блаттер начал бы угрожать Америке какими-то ответными разоблачениями?

По его словам, в 2012 году клубы РФПЛ и ФНЛ потратили на международные трансферы 8 миллиардов рублей, на агентскую деятельность еще 2,25 миллиарда. Плюс зарплаты футболистов примерно 1 миллиард. Одним словом, это больше, чем бюджеты некоторых регионов России. И вот, мол, этот миллиард ушел на операции, никак не связанные с развитием футбола в России. Хочется спросить: это все понятно, но что ты предлагаешь-то? Взять все и запретить? Не конструктивный подход, а подвиг Николя Гастелло какой-то, только мимо цели.

Разница между руководителями ФИФА и РФС в том, что одни ищут возможности, а другие причины. ФИФА нашла способ, как увеличить сумму в своем сейфе c 500 долларов до нескольких миллиардов. А ушедший руководитель РФС способен был только перекредитовываться под больший процент в банке, где сам был акционером, да разрывать отношения со спонсорами. Последней каплей, очевидно, стал комментарий Толстых на просьбу главного тренера российской сборной накануне 9 мая закрыть перед ним долги. На что бывший глава РФС еще и попытался пристыдить тренера, чей отец сидел в концлагере. ФИФА за чемпионат мира перечислила России 8 миллионов долларов. Хватило бы, чтоб вернуть доги тренеру.

Итог плачевен. По оценке финансового комитета РФС, после ухода Толстых организация имеет задолженность 1,5 миллиарда рублей.