Тема:

Пожар в ИНИОН 1 год назад

"Халатность" в ИНИОН: виновных в пожаре будут искать на пепелище

Уголовное дело о халатности возбуждено по факту пожара в библиотеке ИНИОН РАН. В Следственном комитете сообщили: к пожару привело длительное неисполнение должностными лицами предписаний пожарного надзора. 30 января 2015 года в крупнейшем научном центре сгорели более 5 миллионов уникальных изданий.

Уголовное дело о халатности возбуждено по факту пожара в библиотеке ИНИОН Российской академии наук. Как сообщили в Следственном комитете, к пожару привело длительное неисполнение должностными лицами предписаний пожарного надзора. 30 января 2015 года в крупнейшем научном центре сгорели более 5 миллионов уникальных изданий.

На пепелище Фундаментальной библиотеки ИНИОН будут искать виновных в пожаре уже в рамках уголовного дела. Ответить предстоит по статье "Халатность". Стало известно, что ответственные за противопожарную безопасность не устраняли нарушения на протяжении многих лет.

"Длительное неисполнение предписаний органов пожарного надзора ИНИОН РАН привело к возникновению 30 января 2015 года в здании библиотеки пожара на площади около 2000 квадратных метров с обрушением кровли", — констатировала старший помощник руководителя Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве Юлия Иванова.

Здание в стиле советского конструктивизма долго ветшало, полноценного ремонта здесь не было никогда. Одна из предполагаемых причин пожара — аварийный режим работы электросети после попадания влаги на старые светильники.

"При наличии пожарной сигнализации в библиотеке ИНИОН, при наличии ответственного лица за пожарную безопасность, сигнал о возгорании поступил через 20 минут после начала пожара, но не от сотрудников, а от гражданина из соседнего дома!" – возмущен прокурор ЮЗАО Москвы Олег Левченко.

Несколько миллионов промокших после тушения книг и журналов по-прежнему остаются в аварийном хранилище. Мокрый фонд вывозят на хладокомбинаты, чтобы заморозить и сохранить. Затем книги придется сушить в вакуумных камерах. Спасение литературы может растянуться на годы.

"Такие камеры есть в Росархиве, в Российской государственной библиотеке. Мы пользуемся ими сейчас, сушим книги там. Но мощностей явно не хватает", — отмечает заместитель директора ИНИОН РАН, руководитель Фундаментальной библиотеки Виктор Глухов.

Не успело руководство библиотеки отчитаться о спасении книг, как издания XIX века с запахом гари и штампами ИНИОН стали появляться на лотках торговцев на Арбате. В отделах полиции несколько дней коллекция фолиантов постоянно обновлялась — изъяли епархиальные ведомости, журнал "Современник" и труды Киевской духовной Академии из коллекции графа Шереметьева. Книги воровали рабочие, которые разбирали так называемый мокрый фонд.

"Их нанимает фирма действительно. И мы тут не можем контролировать! У нас договор: они работают, и пока работали хорошо!" – подчеркивает директор ИНИОН РАН Юрий Пивоваров.

Отношение к сохранению фондов ИНИОН вызвало волну негодования. Развязка была предсказуемой, но все шло своим чередом к катастрофе.

"Хорошо, что сейчас пришли к такому пониманию — что уголовное дело должно быть заведено по конкретной статье. Халатность неплохо. Теперь важно разобраться, в отношении кого или кем была совершена эта халатность", — считает член комитета Совета Федерации Елена Афанасьева.

Выяснилось, что многие издания утрачены безвозвратно. В самой библиотеке с переводом изданий на цифровые носители не торопились.

"Денег же не было совершенно, не давали на это деньги! Если эту книжку 10 человек по запросам читают, мы ее цифруем. Или какую-то статью в журнале", — говорит директор ИНИОН Юрий Пивоваров.

- То есть 100 тысяч из 14 миллионов?

"Да! Но только имейте ввиду, что мы не получали за это ни копейки", — особо подчеркивает директор сгоревшей библиотеки.

Фонд ИНИОН был четвертым по величине в России. В огне пожара погибли и оказались повреждены более двух миллионов изданий. Точные масштабы потерь не поддаются осмыслению.

"Эта вялая вегетарианская формулировка "халатность" – с такой формулировкой можно пожурить мальчика, что он стаканчик с чаем разбил. А речь идет о ценностях нашей эпохи, нашей страны" – подчеркивает руководитель Международного научно-образовательного центра имени А.А. Зиновьева при МГУ Ломоносова Ольга Зиновьева.

Все должностные лица по-прежнему на своих постах и смогут ответить на вопросы. Пока еще нет подозреваемых и обвиняемых, но шансы стать таковыми у них высоки.