Киевские лавры: Порошенко на камеры распорядился создать в Донбассе буферную зону

Армии ДНР и ЛНР полностью завершили отвод бронетехники и артиллерии средних и малых калибров от линии соприкосновения. Соглашение по отводу техники было заключено в Минске. На следующий день неожиданное заявление сделал Порошенко: он поручил создать 30-километровую буферную зону вдоль линии фронта.

Армии ДНР и ЛНР полностью завершили отвод бронетехники и артиллерии средних и малых калибров от линии соприкосновения. Об этом сообщило командование донецкого ополчения. Теперь дело за украинской стороной. Соглашение по отводу техники было заключено накануне в Минске. На следующий день неожиданное заявление сделал Петр Порошенко: он поручил создать 30-километровую буферную зону вдоль линии фронта. То есть приписал идею разоружения лично себе. Однако украинские силовики пока не отошли даже на три километра. Скорее всего, главная задача Порошенко этот процесс "заболтать".

На то, чтобы, наконец, дать распоряжение своим силовикам об отводе вооружения от линии соприкосновения и все-таки подписать соглашение, достигнутое накануне в Минске, Порошенко понадобились почти сутки. Все это время о попытках договориться о мире в Донбассе в украинском телеэфире — ни слова, будто и не было никакого заседания контактной группы. Зато подробно — про маневры морских пехотинцев, реляции об американской военной помощи и возведении масштабных укреплений под Мариуполем.

Вот и на президентском сайте что ни новость — то о поднятии боевого духа, подкрепляемая бравурными фото в камуфляже. Единственный комментарий официального Киева в исполнении порошенковского пресс-секретаря по окончании заседания контактной группы — и тот удивляет формулировкой: дескать, это украинская сторона "добилась принятия договоренности по поручению президента". В Донецке, мягко говоря, удивились.

"На это хочу спросить у пресс-секретаря президента Украины: а заявление Тарана, генерал-майора, который на второй день сделал заявление, что это PR-ход, что мы ничего не отводим, а только пиарим? – заметил представитель Минобороны ДНР Эдуард Басурин. — Они все-таки утверждают, что мы отвели, но меня это радует. Если Украина признает, что мы отвели технику, меня это радует, пусть говорят, что угодно".

Так или иначе, но сегодня Порошенко так старался примерить на себя лавры миротворца, что заявил о создании 30-километровой буферной зоны. Никаких тяжелых орудий и танков. "Я поручил членам нашей трехсторонней контактной группе от Украины немедленно подписать с ОБСЕ и с российской стороной, которая является участником трехсторонней контактной группы, соглашение, которое гарантировало бы создание 30-километровой буферной зоны на протяжении линии столкновения, — сообщил президент Украины. — Отвести артиллерию, которая осталась, отвести танки, отвести минометы и сделать невозможными постоянные обстрелы".

Не это ли предписывалось минским соглашением еще в феврале, когда подпись под документом ставил сам Порошенко? Украинский президент лишь повторил старые постулаты, ведь обман — родовая черта украинской политики.

"Это 15 километров в одну сторону, 15 — в другую сторону, в итоге — 30 километров зона безопасности, соответственно, то, что вчера удалось достичь в Минске, то, чему способствовала наша инициатива об отведении техники от линии соприкосновения на 3 километра — это именно об этом идет речь", — подтвердил полномочный представитель ДНР на минских переговорах, заместитель председателя народного совета ДНР Денис Пушилин.

Ополченцы напомнили, что они свою технику начали отводить с линии противостояния еще три дня назад — добровольно и в одностороннем порядке. По сути, передовые подразделения армии ДНР располагают лишь стрелковым оружием и гранатометами. И все это время ополченцы ждали от Киева ответного шага, который, впрочем, пока сделан лишь на словах, ведь украинская техника еще остается на позициях, в том числе и в Широкине.

Контролем отвода вооружений традиционно займутся представители ОБСЕ, которые, как обычно, подчеркивают: обязательства по отводу техники берут на себя обе стороны.

"В случае невыполнения сторонами условий договора, информация о таких нарушениях будет обнародована, — пообещал заместитель главы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг. — Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ сможет подтвердить отвод вооружений какой-либо из сторон, только убедившись в этом лично. Самое главное — это подтверждение того, что техника не просто отведена, а больше никуда не перемещается на всем протяжении линии разграничения".

Похоже, что Донецк и Луганск действительно не оставили Киеву выбора. Односторонний отвод техники — жест доброй воли и очевидный шаг к установлению мира. И если бы киевские власти не ответили на него, наверняка бы, последовали вопросы со стороны мирового сообщества. Гораздо сложнее — с переговорами по конституционной реформе. На осень этого года самопровозглашенные республики наметили выборы в местные органы власти. И соглашение об их проведении — как раз и есть часть минского плана. Но отправляя в Минск Кучму, Порошенко дал ему четкие инструкции: выборы в ДНР и ЛНР не признавать. Тем более что постоянный особый статус регионов юго-востока в украинской конституции все еще не закреплен.

"Украина ведет себя неконструктивно, — считает полномочный представитель ЛНР на минских переговорах, заместитель председателя народного совета ЛНР Владислав Дейнего. — Те документы, которые проголосовала Верховная Рада Украины (а это закон о выборах и рассмотрели проект изменений в конституцию), они выпадают из контекста минского комплекса мер. Что касается изменений в конституцию — они не предусматривают постоянного особого статуса".

Не удалось согласовать в Минске никаких новых документов и в подгруппах по гуманитарным и экономическим вопросам. Хотя блокада Киевом Донбасса на переговорах обсуждалась. В ОБСЕ настаивают, чтобы ее сняли. Впрочем, украинский президент сегодня об этом так и не вспомнил. И прибыв на территорию подконтрольной Киеву части Луганской области, заявил, что Донбасс был и останется украинским. Рассказав собравшимся в зале, кем он считает жителей юго-востока. "Это они пришли на нашу землю, — подчеркнул Порошенко. — Они должны уйти! А мы должны вернуть себе оккупированные части Украины".

Ну, а чтобы сомнений не было назначил новым главой так называемой "военно-гражданской администрации Луганщины" Георгия Туку — куратора того самого скандального сайта "Миротворец", что публиковал расстрельные списки несогласных с новым киевским режимом. В них значились и убитые политик Олег Калашников и писатель Олесь Бузина.