Вучича закидали камнями под крики "Аллаху Акбар"

Примирения не получилось. На поминальной церемонии массового убийства мусульман в Сребренице премьер Сербии Александр Вучич столкнулся с хулиганской агрессией, а власти Боснии и Герцеговины как принимающая сторона не смогли обеспечить безопасность главе иностранного государства. Или не захотели.

Примирения не получилось. На поминальной церемонии массового убийства мусульман в Сребренице премьер Сербии Александр Вучич столкнулся с хулиганской агрессией, а власти Боснии и Герцеговины как принимающая сторона не смогли обеспечить безопасность главе иностранного государства. Или не захотели.

Делегацию премьер-министра Сербии Александра Вучича закидывали камнями под крики "Аллаху акбар!" Один из булыжников попал ему в голову. Вучичу пришлось буквально убегать под прикрытием охраны.

На самом деле сербский премьер приехал в Сребреницу, чтобы выразить соболезнования и почтить память погибших боснийцев. И нужно понимать: это требовало определенных усилий, ведь перед сербами никто никогда не извинялся за геноцид сербского населения в Косово, Боснии или Хорватии. А вот сербы силы в себе нашли.

Боснийские мусульмане этого не оценили. Забрасывание камнями произошло на территории мемориала, где покоятся мужчины и мальчики-мусульмане. Все они погибли 20 лет назад в ходе того, что западная пропаганда назвала "резней в Сребренице", по традиции не заметив, что в любом конфликте задействованы как минимум две стороны.

В Совете Безопасности ООН западные дипломаты снова попытались поговорить о вине сербов за все происходившее на Балканах в 90-е. Подготовленная Британией резолюция призывала события в Сребренице признать геноцидом. Россия в ответ предложила резолюцию отложить.

"Соединенное Королевство возмущено тем, что Россия наложила вето на резолюцию. Действия России оставляют пятно на памяти о всех погибших в Сребренице. Россия должна будет объяснить свое решение семьям тех восьми тысяч жертв худшего зверства в Европе со времен Второй мировой войны", — сказал ПИтер Уилсон, заместитель представителя Великобритании при ООН.

"Внесенный делегацией Соединенного Королевства проект оказался неконструктивным, конфронтационным и политически мотивированным. Он содержал значительные перекосы, в результате которых вина за прошедшее возлагается только на один народ. Подход, в соответствии с которым из всех военных преступлений вычленяется лишь одно, абсолютно неправомерен и чреват усилением и без того глубокого раскола боснийского общества", — уверен Виталий Чуркин, постпред РФ при ООН.

Представитель США при ООН Саманта Пауэр в по-голливудски эмоциональной речи вспомнила свое журналистское прошлое. Она ведь начинала карьеру как журналист, освещая события на Балканах.

"Я была там спустя несколько дней после краха "зоны безопасности". Коллега впервые рассказал мне о массовых расправах. "Нет" — это все, что я могла тогда сказать. И когда я узнала, что Россия намерена проголосовать против резолюции о геноциде в Сребреннице, у меня была схожая реакция: "Нет!" — возмутилась Пауэр.

Избирательность западной прессы в освещении конфликтов вообще, а югославского кризиса в особенности уже давно не удивляет. Иначе трудно объяснить, как, например журналист Пауэр заметила события в Сребренице в 1995-м и не замечала все, что происходило в этой районе три предыдущих года.

Война в Боснии началась в 1992-м. Босния стала третьей республикой, отделившейся от Югославии, после Словении и Хорватии. Сербы, которые составляли треть населения, бойкотировали этот референдум о независимости, и вскоре начались столкновения сербов с мусульманами и хорватами, населявшими Боснию.

Этот конфликт до боли напоминает тот, что сейчас разворачивается на Украине. Вот была республика, люди жили, говорили на одном языке, женились, дружили, 25% семей в Боснии были смешанные — это они составили 800 тысяч беженцев — и вот в 1992-м все в один момент рухнуло.

На стороне боснийцев воевали моджахеды из Афганистана, Пакистана и Чечни, наемники из Франции, Албании, Германии. На стороне сербов — русские добровольцы, македонцы, болгары, греки, французы и даже турки. Поляки воевали по обе стороны фронта — и за сербов, и за хорватов.

Сребреница в начале 1992 года была под контролем сербов. Потом боснийские мусульмане под командованием Насера Орича взяли город и устроили бойню сербского населения, которую Запад не заметил.

К 1993 году Сребреница представляла собой мусульманский анклав на сербской территории. Из этого анклава мусульманские боевики, среди которых были и афганцы, и саудиты, совершали нападения на сербские села. На Рождество 1993-го они устроили самые жестокие "зачистки". Всего за три года отряды Насера Орича уничтожили более трех тысяч мирных сербов.

К 1995 году терпение сербов иссякло, и озверевшие военные и добровольцы под командованием генерала Ратко Младича начали атаку на анклав. Находившиеся там голландские миротворцы ООН попросту сбежали, а к сербам в плен попали сотни боснийских мужчин. Многие были расстреляны. Часть боснийцев — в их числе военные и администрация — смогли выйти из Сребреницы организованной колонной, но она попала в засаду сербов. Погибших были тысячи.

Но правда и в том, что Ратко Младич организовал эвакуацию части гражданских боснийцев, например, из городка Жепа, и лично говорил с ними перед отъездом, обходя автобусы. Это то, о чем предпочитает забыть Саманта Пауэр. Младич всем дал слово, что они спокойно уедут, так и произошло. Лишь в одном автобусе генерал позволил себе сказать чуть больше. "Я ваших детей и вас спас, а ваши наших в 1992-м не спасли", — сказал он.

Вот про что говорил тогда Младич. Фото 1992-го. Убитые боснийскими мусульманами сербы — дети, женщины. Предраг Секулович. Ему было 7. Его сестра Данка, ей было 4. Афганский боевик — с головой серба в руках — улыбается. Вот он, геноцид, который не замечал Запад, сделав плохими парнями Балкан только сербов.

И сегодня организатор этой резни Насер Орич спокойно живет в Боснии — Гаагский трибунал его оправдал. Полностью. Генерал Младич ждет приговора, за преступления против человечности. Гаагский трибунал отлично показывает, как Запад понимает слово "справедливость". За все годы в Гаагском трибунале прошли процессы против 8 косовских албанцев, 7 боснийских мусульман, 33 хорватов и против 92 сербов.

Например, командующий армией боснийских мусульман Расим Делич был осужден всего на три года, при том что у сербов и хорватов он в годы войны получил прозвище Боснийский Мясник.

"Если бы резолюция Великобритании прошла в Совете Безопасности, последствия были бы очень критические для сербского или вообще православного славянского народа на Балканах. Обвинив в геноциде один народ в условиях межнационального столкновения нескольких народов в 90-е годы, можно поставить вопрос и о том, что сербы виноваты во всем, что происходило на Балканах, за все войны и за все жертвы, а значит, можно было бы оправдать действия НАТО на Балканах в 1999 году. НАТО бомбили Югославию без решения Совета Безопасности, но теперь у них было бы оправдание. Раз виновны, значит, можно бомбить. Это вот очень важный момент", — считает Елена Гуськова, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН.

"Недавно была 40-я годовщина окончания войны во Вьетнаме. Почему вы не собрали заседание Совета Безопасности ООН? Почему не подготовили проект резолюции, в котором могли бы осудить ковровые бомбардировки Ханоя, осудить использование напалма, убийства 500 мирных жителей в деревушке Майлай лейтенантом Келли, который был великодушно помилован президентом Соединенных Штатов? Недавно была 10-я годовщина противозаконного вторжения Соединенных Штатов и Соединенного Королевства в Ирак, в результате которого погибли миллионы людей, а весь регион до сих пор сотрясает жесточайший кризис. Почему Соединенные Штаты и Соединенное Королевство не предложили принять по этому поводу резолюцию Совета безопасности ООН, которая называла бы вещи своими именами?" — сказал Виталий Чуркин.

Надо сказать, что у сербов, в отличие от боснийцев или хорватов, отношение к той войне, пожалуй, самое взвешенное. Это видно и по тому, что премьер Сербии приехал в Сребреницу, и по книгам, и по кино.

Фильм "Красивые села красиво горят" режиссер Срджан Драгоевич снял еще в 1996-м . Милан и Халил — серб и мусульманин — дружат с детства, а когда начинается война, оказываются по разные стороны фронта. В этом фильме — все отношение сербов к войне в Боснии. Сербские боевики жгут мусульманские деревни, мусульмане убивают и насилуют сербских женщин, сербы и мусульмане расстреливают мирных жителей, все пытают пленных, для всех это трагедия, бойня, рана, и двоюродные братья капитан Муслимович и капитан Максимович стреляют друг в друга с криком "Ты меня предал, гад!"

Запад использовал войну в Боснии в своих геополитических интересах. Один факт: только в Сараево в 1995-м работало более ста оперативников ЦРУ.

Как ИГИЛ (запрещена в РФ)сегодня, создали для борьбы с Асадом в Сирии, так и боснийских мусульман использовали как таран для окончательного развала Югославии.

И попытка Запада разделить в Совбезе ООН невинные жертвы той войны по национальному признаку — на тех, кто заслуживает уважения и поминания, и тех, кто этого не достоин — не реализовалось, потому что Россия не позволила, напомнив всем, для чего ООН была создана.

"Мы собрались, чтобы отдать дань памяти всех жертв чудовищных преступлений, совершенных в Сребренице и ее окрестностях два десятилетия назад", — отметил Чуркин.

То, как в Боснии встретили сербского премьера, доказывает только одно: память о войне 20-летней давности слишком болезненна. Все может в любой момент взорваться снова. А британская резолюция — это просто была попытка подкинуть немного дров в топку тлеющего конфликта. На всякий случай. Вдруг снова будет нужно зажигать Балканы, а за ними — Европу.