Беспилотники над полями падения

- Самое тяжелое – возвращать его обратно, когда его не видно и имеешь только картинку, — поясняет пилот дрона.

Специалисты ЦЭНКИ, центра, который отвечает за все российские космодромы, учатся летать. На специальном полигоне в Московской области прошли первые испытания новой техники для нового космодрома Восточный. Впервые беспилотные летательные аппараты и квадрокоптеры будут использовать для поиска отделяющихся фрагментов ракет в районах падения.

"Мы получили возможность к первому пуску, к декабрю-месяцу, разместить все эти комплексы технических средств в местах падения отработанных частей в Амурской области, в Якутии", — рассказывает главный специалист отдела создания новых трасс ФГУП "ЦЭНКИ" Игорь Ляховенко.

Беспилотные комплексы создавались для военных. Но в последнее время их широко используют и в гражданской сфере: простые в эксплуатации, мобильные, относительно недорогие. Беспилотники сегодня успешно конкурируют с малой авиацией и винтокрылой техникой.

"Мы решаем все большее количество задач. И мониторинг лесных пожаров, аэрофотосъемка для кадастра, тем более она позволяет получить разрешение 5 сантиметров на пиксель. То есть, мы можем сфотографировать чуть ли не каждую конкретную травинку", — подчеркивает главный конструктор Научного центра прикладной электродинамики Артем Силкин.

При тестировании опытного комплекса отрабатывается не только управление аппаратами, но и электронные системы обнаружения – изобретение Нижегородского института электроники.

Государственные испытания комплекса пройдут осенью на Алтае и, возможно, в Якутии. На новом космодроме оптико-электронная техника и беспилотники должны разместиться в каждом районе падения.

"Бывают разные ситуации: находился в Казахстане фрагмент первой ступени, находился в Соленом озере, к которому подойти было тяжело. И техника такая была совершенно необходима", — отмечает начальник сектора эксплуатации районов падения ФГУП "ЦЭНКИ" Владимир Кулаков.

Во время старта с Байконура отработанные части ракет, как правило, опускаются в степи, где их найти легко. На новом космодроме Восточный горно-лесистая и болотистая местность затрудняют поиск фрагментов ракеты. Направить беспилотник в труднодоступную зону реальнее и намного дешевле, чем вертолет. А бортовая аппаратура обеспечит мониторинг района.

"Система передачи информации из мест работы в районах падения в центральный пункта космодром и в Роскосмос в Москву – вся передача информации в режиме реального времени у нас тоже будет осуществляться с каждого конкретного рабочего места в районах падения отработанных частей", — рассказывает главный специалист отдела создания новых трасс ФГУП "ЦЭНКИ" Игорь Ляховенко.

Преимущество беспилотников – их цена. В отличие от вертолета беспилотник тратит за час работы всего литр топлива. При этом на борту такой малютки умещается все необходимое для поиска оборудование.

"Туда можно установить и фотоаппарат с высоким разрешением, инфракрасную камеру для работы в темное время суток или в условиях тумана. А также штатное оборудование: три телекамеры разного поля зрения, разного разрешения на местности", — рассказывает об оборудовании главный конструктор научного центра прикладной электродинамики Артем Силкин.

Далеко не каждый способен стать оператором этой техники. В реальной работе действовать надо будет грамотно, оперативно, соблюдая технику безопасности. Поэтому специалисты ЦЭНКИ разработали специальную программу обучения.

"На Дальнем Востоке, в университетах Хабаровска, Благовещенска и в Бауманке проведен набор студентов в интересах космодрома Восточный. Будем учить людей, молодежь будем привлекать в очень больших количествах, потому что им работать на космодроме долгие годы", — говорит Игорь Ляховенко.

Космическая отрасль создает немало технологий, которые успешно используются в самых разных сферах человеческой деятельности. Но бывает и по-другому. Беспилотные летающие аппараты на службе космосу – яркое тому подтверждение.