Антироссийская истерия, которую западные политики усиленно насаждают через СМИ, давно завоевала кинематограф. Это не только Голливуд. Новой страшилкой решило попугать своих зрителей норвежское телевидение. Осенью на экраны должен выйти сериал, в котором Россия оккупирует скандинавское королевство.
К власти в Норвегии приходит партия экологов и останавливает всю добычу нефти и газа, буровые установки встали, и тогда в стране высаживается десант из России, наши военные захватывают нефтяные платформы и заставляют включить их снова: таков сценарий нового (одного из самых бюджетных в истории) норвежского сериала "Оккупированные".
Авторы и не скрывают: российские "Вежливые люди" появились в сериале по мотивам событий в Крыму. В изначальном сценарии Норвегию оккупировали европейские войска – это ведь Европе нужны нефть и газ Северного моря. России-то как раз была бы только на руку остановка там буровых. Но логика авторов сериала не интересует. Зато политика – очень.
В одном из интервью продюсер проекта прямо говорит: писатель Ю Несбё (это по его сценарию сериал) изначально задумал куда более сложный сюжет. Но события вокруг Украины подтолкнули телеканал к мысли все упростить и актуализировать, ведь Россия для западного кинематографа – враг привычный, в последние месяцы особенно.
"Это хорошо продается, — отмечает кинопродюсер Александр Кушаев. — И Россия всегда была врагом в западном кино, так же, как и Китай. Но Китай теперь стал другом, а Россия – наоборот, еще больше врагом".
Действительно ли русофобия поможет телеканалу лучше продать сериал, вопрос открытый. Многим норвежцам не нравится та антироссийская истерия, которую в последнее время насаждают власти страны, заявил один из норвежских политологов Бьерн Нистад. "Этот сериал – это ведь только небольшое проявление той русофобии, которую мы слышим от наших политиков. Это отражение тех злобных речей, которые они произносят. Но в Норвегии многие помнят, что именно русские освободили Норвегию от фашистов и вернули нам свободу. Не думаю, что этот сериал все встретят радостно".
Впрочем, этот сериал – лишь один из случаев в длинной череде примеров русофобии в западных медиа. Ресурс e-generator даже составил рейтинг антироссийских газет. Верхние строчки в нем – у американских и британских изданий. Подсчитывались не критические, а пренебрежительные статьи, в которых — не о фактах и цифрах, а о мифах и клише. Как оказывается, весьма опасных.
Польская пресса сейчас обсуждает взрыв, который устроил 30-летний житель страны. Он насмотрелся местного телевидения и начал минировать свой дом. Поляк был уверен, что ему предстоит вот-вот воевать с русскими войсками. Бомбу он собрал из подручных средств. Она взорвалась до российского вторжения.
Взрывоопасные мифы о российской угрозе усиленно создает кинематограф. В Голливуде русский – значит, бандит, алкоголик, коррупционер. Но в конце 2013-го, как раз в разгар Майдана, на экраны вышел блокбастер, в котором впервые говорится: "Россия – враг номер один для США". И это до переворота в Киеве и до Крыма.
"Вот сейчас новая мода в значительной степени инсталлирована медиаструктурами из вне, — считает Алексей Мухин, директор Центра политической информации. — Возникала мода на русофобию, и это мода будет теперь распространяться через элементы и инструменты массовой культуры".
Но эта русофобия на официальном и медийном уровне у многих, похоже, вызывает обратную реакцию — интерес к России, в том числе, и в Голливуде. Известный актер Джаред Лето разгуливает с триколором, Микки Рурк носит футболку с фотографией Владимира Путина, а боксер Рой Джонс, как известно, недавно попросил российского гражданства. И это далеко не весь список. Мозги русофобией заминированы не у всех.