В западных СМИ сегодня появилась информация, что борт "Когалымавиа", разбившийся на Синае, за три месяца до того уже был на волосок от катастрофы. Как рассказал журналистам египетский авиатехник, пилот тогда вынужден был отменить полет из-за системной ошибки. Произошло это, когда лайнер уже был на взлетной полосе. Известно и об инцидентах с другими самолетами этой компании.
Поиск ответа на вопрос, почему разбился А321, заключается не только в изучении обломков. Эксперты все пристальнее приглядываются к "Когалымавиа", компании, которой он принадлежал. Например, у перевозчика странная система проверки безопасности самолетов. Важность этой процедуры объяснять не нужно. В Приволжской транспортной прокуратуре отмечают, что перед вылетом в последний рейс авиалайнер никто не проверял.
"У "Когалымавиа" есть договоренности с компанией, которая проводит техническое обследование судов. Производится оно только по запросу авиакомпании либо экипажа. 30 октября запроса на проведение проверки не было, поэтому техническое обслуживание не проводилось. Экипаж прошел медосмотр в Самаре перед вылетом в Шарм-эль-Шейх. Пилоты были признаны годными к полету», — сообщил представитель прокуратуры. То есть принцип такой: заметим проблемы – обратимся. Никакого обязательного досмотра.
К расследованию подключились, в том числе, создатели самолета, компания Airbus. У разбившегося борта вообще очень насыщенная биография. Он летал с 97-го — сначала в Ливане, потом перешел в парк турецкой авиакомпании, затем – Саудовской Аравии, вернулся в Турцию, дальше — Сирия. И только потом его купила компания "Когалымавиа".
"Сперва у нас было 10 бортов, потом 9, потом осталось 5 – в связи с экономической ситуацией мы сократили количество авиалайнеров", — говорит Оксана Головина, официальный представитель ООО "Когалымавиа".
Безопасность – явно не конек этого перевозчика, говорят авиационные эксперты. В 2010 и 2011 годах уже произошло три инцидента с самолетами этой компании. Результат — десятки пострадавших.
Авиакомпания провела ребрендинг — сменила название на Metrojet, перекрасила самолеты. Но новое название не помогло избежать споров с Росавиацией. Два года назад компания получила три аэробуса – таких же, как разбившийся в Египте – и подала заявку на их сертификацию. Росавиация потребовала установить дополнительные индикаторы обледенения воздушных судов. Крылья на высоте покрываются льдом, самолет становится тяжелее, плохо работают закрылки – словом, это очень важный параметр. Компания индикаторы установила, но потом обратилась с иском в Арбитражный суд, посчитав требование незаконным.
По мнению аналитиков, случившаяся трагедия – серьезный повод задуматься: а так ли безопасны российские авиаперевозчики, как они стараются позиционировать себя пассажирам и контрольным органам – особенно на фоне недавней шумихи вокруг обанкротившейся компании "Трансаэро" и в стремлении заполучить "золотые" курортные рейсы? Следователи, нагрянувшие в офис "Когалымавиа", только начали свою работу.
"Когалымавиа", она же Metrojet, будет проверяться еще минимум месяц, до тридцатого ноября. Следствию предстоит изучить документы, связанные с деятельностью перевозчика и, что самое главное, техническим обслуживанием самолета. Предстоит допросить всех, кто готовил его к полету. А пока Росавиация рекомендовала авиакомпании приостановить все полеты — до следующего предписания.