На астероиде - к Марсу

В МГТУ имени Баумана теоретики и практики космоса в течение недели обсуждали настоящее и будущее исследований его ближнего и дальнего пределов. Здесь проходят традиционные "Королевские чтения". Темы охватывают все направления: от баллистики и двигателестроения до космической биологии и межпланетных перелетов. Авторы многих оригинальных проектов — студенты Бауманки.

Бауманка — альма-матер многих выдающихся конструкторов и инженеров. Здесь учился и Сергей Павлович Королев, благодаря которому человечество впервые полетело в космос. Сегодня Бауманка по-прежнему лидер по подготовке инженеров космической техники.

Раз в год двери ВУЗа открываются не только для студентов, но и для тех, для кого космонавтика -дело жизни. Здесь открылись 39 академические чтения по космонавтике.
Студенты, именитые академики, ведущие специалисты, историки ракетно-космической техники, космонавты, на несколько дней собираются вместе. Ветераны вспоминают великие победы прошлого, инженеры и космонавты говорят о настоящем, а студенты о том, что они сделают в космонавтике через 20 лет.

"Как только начинается январь, весь космический мир начинает крутиться вокруг этого события, — говорит Вера Майорова, профессор кафедры "Космические аппараты и ракеты-носители" МГТУ им. Н.Э. Баумана. — Это действительно потребность, очень важно присутствовать на этом мероприятии".

Вот так просто в коридоре Бауманки можно встретить робота. Здесь, в инженерном вузе, это в порядке вещей. Даже во время каникул, после сессии, в лабораториях университета идет работа. Студенты занимаются любимым делом — тестируют подводного робота, собственный проект.

Случайных здесь нет. Попасть в Бауманку только ради диплома невозможно. Высокий конкурс, требования к учебе. Выдерживают только те, для кого конструировать и моделировать — увлечение с детства. "Мы занимаемся разработкой конструкции ракетоплана, — говорит Ирина Просвирина, студентка 4-ого курса МГТУ им. Н.Э.Баумана. — Сам ракетоплан представляет из себя планер, он не имеет никаких двигателей".

Концепт мини-ракетоплана — не просто ученическая модель. Будущие инженеры просчитывают все до деталей, чтобы в итоге, по чертежам, создать настоящий симбиоз самолета и ракеты. "Основное назначение нашего аппарата – это проведение экспериментов в условиях микрогравитации, — говорит Просвирнина. — Сейчас основная тенденция перехода на микроплатформу, то есть — уменьшения спутника".

Пилотируемый полет к Марсу. Мечта нескольких поколений конструкторов и инженеров. Одна из главных преград, которая мешает человечеству путешествовать далеко — космическая радиация, смертельная для живых организмов. Бауманцы предложили свое, оригинальное решение — полет к Красной планете внутри астероида Итокава.
"Первый этап – это перелет астероидной базы на астероид Итокава, — рассказывает Василий Копытов, студент 5-ого курса.- Она прилетает туда без людей, цепляется и закапывается. Потом туда прилетают люди, живут там, и летят к Марсу".

Студенты просчитали: плотность астероида, чтобы можно было проникнуть в грунт, его орбиты на весь 21 век, время, когда он ближе всего к Земле и к Марсу. "Удобное окно" для полета к Марсу на Итокаве – 2039 год. Осталось 24 года для подготовки такой миссии. Да и сроки путешествия на астероиде вполне реальны — 10 лет. "Если мы не будем летать, не будем осваивать новые планеты, то не будем развиваться дальше, застрянем на одном месте", — уверен Копытов.

Межпланетные перелеты необходимы. Это тот редкий случай, когда мнения отцов и детей совпадают. На чтениях Владимир Бугров, который когда-то работал с Сергеем Павловичем Королевым, вспоминает, мечта великого конструктора — полет на Красную планету. Вся работа Сергея Павловича была посвящена Марсу. А тяжелую ракету "Н-1", которую хотели использовать для лунной программы, Королев создавал под марсианский проект. И почти все уже было готово, даже корабль. "С 2003 года я пытаюсь возбудить интерес к этой программе, потому что полет на Марс для человечества просто неизбежен", — говорит Бугров.

Игорь Владимирович Бармин сегодня главный конструктор всех стартовых комплексов. Пошел по стопам отца, Владимира Павловича Бармина — соратника Королева. Мало построить ракету, главное ее подготовить и запустить. Вся наземная инфраструктура, и так называемые стартовые столы, с которых поднимались в космос первые советские ракеты, спроектированы Барминым- старшим. Опыт строительства космодромов сегодня тоже есть. И есть кому передавать свое дело, ребят толковых много. Проблемы только в насущном.

"Стипендии, которые получают наши студенты, недостаточны, и, если нет состоятельных родителей, готовых помочь, то им приходится работать. Причем работать и в учебное время, и это отражается на учебном процессе", — говорит Бармин.

22 тематические секции, тысячи участников, и даже из-за рубежа, почти все аудитории Бауманки заполнены слушателями. Масштаб впечатляет. Следующий год для Королевских чтений — юбилейный. Они станут сороковыми. Впереди еще есть время обдумать услышанное и принять решения.