Тема:

Дело Гайзера 2 года назад

Гайзер окружил себя авторитетами

Продолжается следствие по громкому делу главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и 18 его сообщников, которые были арестованы сотрудниками ФСБ и Следственного комитета.

Продолжается следствие по громкому делу главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и 18 его сообщников, которые были арестованы сотрудниками ФСБ и Следственного комитета. По версии следствия, участники преступного сообщества получили контроль над наиболее рентабельными предприятиями с госучастием, а потом через офшоры выводили их активы за рубеж. Ущерб, причиненный республике, пока предварительно оценивается в миллиарды рублей.

Правоохранительные органы задержали и мэра Сыктывкара Ивана Поздеева.

В администрации Республики Коми — технический перерыв. За первых и вторых лиц региона теперь отвечают секретари. В малом зале правительства сумеречно и пусто.

За полукруглым столом — "подковой", как его здесь называют, — раз в месяц собиралось правительство республики. Центральное место занимал глава Коми Вячеслав Гайзер. Кстати, только его кресло — на колесиках, все остальные — на дубовых ножках. Справа сидел единственный заместитель Алексей Чернов. Он арестован. Бывший спикер Госсовета Игорь Ковзель тоже арестован.

Такая же иерархия, как полагают следователи, была и в преступном сообществе. Во главе — Вячеслав Гайзер, мозг. Его правая рука — Алексей Чернов. Расчищал и, когда надо, зачищал политическое поле от сорняков, но в бизнес не лез. Это была вотчина Константина Ромаданова. ЖКХ, дорожное строительство, но основное направление — энергетика. Покупал киловатты у сетевиков, а после с 50-процентной накруткой перепродавал потребителям. Пищепром забрал Валерий Веселов, авторитетный предприниматель. В народе — просто авторитет. Контролировал молочный завод, хлебокомбинат, Зеленецкую птицефабрику.

"Это самая зловещая фигура в истории Сыктывкара. В простонародье выражаясь, реальный бандит, который не отличался никакой сентиментальностью, отжимал бизнеса у других. Это прежде всего касалось недвижимости, земельных участков", — сказал Валерий Черницын, редактор газеты "Красное знамя".

Контролируемые Веселовым активы и были выведены в офшоры через Республиканский фонд поддержки инвестпроектов. Руководил им Игорь Кудинов. Он тоже арестован. Вот как работала эта схема. Фонд создает дочернее предприятие "Агрохолдинг". Вторым учредителем становится кипрская компания. Агрохолдингу в управление передаются крупнейшие предприятия Коми: птицефабрика, молочный завод, хлебокомбинат. Одновременно создается еще одна дочка инвестфонда — ООО "Метлизинг" — с капиталом новой зарубежной фирмы и выходит из состава учредителей. Таким образом доходы предприятия полностью оседают в кипрском офшоре.

"Можно смело говорить о миллиарде рублей, но о точной цифре речь не идет, потому что она будет установлена в ходе следствия", — заявил Владимир Маркин, официальный представитель СК РФ.

Бюджет "пилили" и на Сыктывкарском деревоперерабатывающем комбинате. Его учредителем стали все тот же Республиканский фонд поддержки инвестпроектов и итальянская фирма "Сафвуд". Деньги за древесину, поставляемую из Республики Коми, оседали на счетах одного из офшоров в Швейцарии.

В 2011-м предприятие снова обанкротили и передали другому инвестору — петербургской инвесткомпании "Таврический". За этой фирмой стоял бывший сенатор Евгений Самойлов. Сегодня на ЛДК работает только один цех.

Но леса Самойлову было мало. Он решил прибрать к рукам и шахту "Интауголь". Предприятие ушло с молотка за 700 миллионов рублей. Обещали безумные вложения в модернизацию — до полутора миллиардов рублей — но вместо этого на шахте начались массовые сокращения.

Для того чтобы увидеть, как, в действительности обстоят дела на предприятии "Интауголь", нужно спуститься в шахту на глубину 300 метров. Идти приходится, пригнувшись, так как потолки слишком низкие. Здесь должен работать комбайн, но он пока стоит. Шахтеры руками разгребают завалы. Конвейер идет порожняком. Шахта может давать до 6,5 тысяч тонн угля в сутки, но даже четыре — уже победа. Отгрузка остановлена — нечем платить железнодорожникам за перевозку.

В этом месяце зарплата снова будет меньше. Они и так получают на руки 40 тысяч рублей. Если вычесть "северные", выходит зарплата столичного дворника — 20 тысяч. И это за адский труд под землей! На содержание аппарата ИК "Таврический" уходило сотни миллионов рублей в год.

Когда моногород Инта, где шахта — градообразующее предприятие, оказался на грани социального взрыва, правительство республики выкупило "Интауголь". За сколько, неизвестно, но с безумными долгами. Снова надо банкротить.

Экс-сенатор Евгений Самойлов арестован. Он не просто сотрудничает со следствием — он "сливает" бывших друзей. И друзьям это хорошо известно.

Пиартехнолог главы республики Павел Марущак тоже под арестом. А ведь это он создавал положительный имидж своего шефа. Оппозиционные СМИ закрывали, карманные редакции показывали и рассказывали так, как хотели видеть.

Закулисье этого маскарада: некогда большая деревня Оквуд всего в 90 километрах от Сыктывкара доживает последние дни. Осталось тридцать дворов — не больше — и три коровы на все село. Клуба нет. Школу, детский сад давно закрыли. Магазин работает до ноября, потом и его прикроют. Прилавки почти пустые. Остались кипятильники, спички, консервы и горчичный порошок. Ждали стиральный, но его не завезли. Придется ехать в другое село за 18 километров. Но в Оквуд даже автобус не ходит, только школьный, он возит детей.

Гайзер много говорил и красиво докладывал. Например, успел отчитаться на самом высоком уровне, что в Коми не осталось деревянных бараков. Но они есть — покосившиеся, с выбитыми окнами, без удобств.

На руках у людей — решение суда о переселении из аварийного барака. Датировано 2013 годом. Исполнить должен был муниципалитет, город Сыктывкар.

Глава администрации Сактывкара Иван Поздеев не раз высказывался на эту тему. "У нас много в центре города и развалюх, и домов, которые оставляют желать лучшего", — сказал он.

Его задержали сотрудники ФСБ. Предположительно, градоначальник лоббировал интересы некой строительной фирмы, которую сам и создал несколько лет назад. Он добился выделения афиллированной ему компании привлекательных земельных участков по заниженной стоимости. Дома построили, чиновника посадили — пока в изолятор.

Дело Поздеева, как утверждают следователи, не имеет отношение к Гайзеру. Просто коррупция у чиновников Коми, как инфекция, распространяется быстро и стремительно.