Авиационная мечта: Россия поможет Ирану "взлететь"

Россия и Иран обсуждают возможности взаимовыгодного экономического сотрудничества. Интересы лежат в научно-технической сфере. В Исламской республике есть современные разработки в медицине и фармацевтике. А Россия может помочь Ирану в строительстве гражданских самолетов.

Россия и Иран обсуждают возможности взаимовыгодного экономического сотрудничества. Интересы лежат в научно-технической сфере. В Исламской республике есть современные разработки в медицине и фармацевтике. Они достойно выдерживают конкуренцию с западными образцами. А Россия может помочь Ирану в строительстве гражданских самолетов. Тем более, что производственная база уже есть.

Вроде бы и цеха открыты, и есть образцы продукции. Но работа на одном из самых крупных авиационных предприятий Ирана не кипит. И не с гордостью показывают местные авиастроители Дмитрию Рогозину эти воздушные судна. Они хотят развиваться.

Еще недавно авиационной мечтой Ирана был Ан-140. Но совместный с Украиной проект не пошел. Во время испытаний даже было несколько аварий. И сейчас производственные мощности простаивают. Открывается широкое поле деятельности для взаимодействия с Россией.

За десятилетия изоляции со стороны Запада после Исламской революции Иран доказал, что способен к импортозамещению — во всяком случае, в авиационной промышленности. Нужные детали и компоненты здесь изготавливают без труда. "Теперь у меня есть убеждение: здесь, в Исфакане, в случае политического решения о возобновлении промышленного производства, в том числе, авиационного — они все работы произведут на своей территории", — заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

Ирану необходим надежный пассажирский самолет для внутренних перелетов. И в Исламской республике не скрывают, что им очень нравится российский SuperJet. "Я надеюсь, Россия будет сотрудничать с иранскими авиалиниями, два самолета будут переданы в лизинг Ирану", — говорит Манушехр Монтеги, руководитель Иранского национального космического агентства и Совета по развитию иранских авиационных технологий.

"Если Иран примет решение по Sukhoi Superjet и по дальнейшей закупке готовых самолетов, то на определенном этапе мы перейдем к локализации производства в Иран", — пообещал, в свою очередь, Дмитрий Рогозин.

Помимо авиации в палитре российско-иранского сотрудничества присутствуют нано-и биотехнологии, медицина, фармацевтика (которая достойно выдерживает конкуренцию с западными образцами), а также энергетика и новаторские космические разработки. "В рамках этой комиссии действует десяток рабочих групп, — рассказывает Сорена Саттари, вице-президент Ирана по делам науки и технологий. — Группы по авиации и космосу уже выработали некоторые проекты и готовы к подписанию контрактов".

Россия — на пороге принятия новой космической программы, рассказал иранским коллегам российский вице-премьер. В ней, в числе прочего — развитие орбитальной группировки дистанционного зондирования Земли, проще говоря, спутников, которые почти мгновенно и очень подробно рассказывают и показывают, где и что находится.

"Иран, как крупное государство, безусловно, желает видеть, что происходит на его собственной территории, вокруг нее, и именно в том, что касается дистанционного зондирования Земли, — сказал Дмитрий Рогозин. — Мы ведем переговоры с иранскими коллегами".

Нынешняя встреча готовит площадку для диалога на высшем уровне: совсем скоро в Иране ждут визита Владимира Путина. Отношения Тегерана и Москвы сейчас на таком уровне, что логично ожидать прорыва в области высоких технологий и промышленного сотрудничества. Это большой путь. А дождь в дорогу — одна из добрых русских примет. В засушливом Иране об этом уже знают.