Привет планета, это программа Вести.net и опять из нашей странноватой студии, которую вы сможете рассмотреть получше чуть позже, если вам захочется. Неделя была такая, что событие, претендующее на какое-то особенное значение, выбрать нелегко и потому мы начнем с самой удивительной сделки.
Игровой монстр Activision Blizzard купила компанию King, которая занимается мобильными играми, без малого за 6 миллиардов долларов. То есть контора, главные продукты которой — знаменитая Call of Duty, Guitar Hero, WarCraft и StarCraft купила себе за немыслимые деньги автора игры Candy Crush Saga.
Candy Crush — одна из самых прибыльных и массовых забав обычного, неигрового люда — в основном женщин в офисах и общественном транспорте. Почему так дорого, ответа нет, но вроде бы Activision хотел выйти на мобильный рынок, а у производителя "тыкалок" аудитория насчитывает почти 500 миллионов человек, и он еще и прибылен — приносит около полумиллиарда долларов в год. Наверное, на слайдах презентации получается очень выгодная история.
Продолжим информацией о квартальном отчете Facebook — из понятного уважения. Мы не знаем другого интернет сервиса, аудитория которого составляла был миллиард человек в день. Не в месяц, не за год, — в день.
Впервые в истории ежедневная аудитория Facebook перевалила за 1 миллиард пользователей. Это значит, что каждый седьмой человек на планете каждый день заходит в крупнейшую социальную сеть. Об этом сообщил основатель Facebook Марк Цукерберг в ходе квартального финансового отчета. И это не единственный рекордный показатель. Квартальный оборот компании вырос по сравнению с прошлым годом на 41 процент — до 4,5 миллиарда долларов, а чистая прибыль составила почти 900 миллионов — это 11-процентный прирост.
Локомотивом успеха Facebook стала мобильная реклама. Общая рекламная прибыль компании составила около 3 миллиардов. При этом 78 процентов суммы получено именно от мобильных приложений. Рекламные доходы в десктопной версии, напротив, снизились почти на 8 процентов. Однако это, похоже, никого не расстраивает. Facebook семимильными шагами идет к тому, чтобы стать полностью или почти полностью мобильным. По последним данным, месячная аудитория социальной сети составила более полутора миллиардов пользователей. Это, кстати, тоже очередной рекорд. И половина из них входят в соцсеть исключительно с помощью смартфонов и планшетов.
При этом повысились и траты Facebook. Большая часть расходов, по словам Цукерберга, связана с основной деятельностью соцсети. Это строительство новых дата-центров, доработка приложения и так далее. Кроме того, компания осуществляет сразу несколько крупных проектов, требующих серьезных вложений. Например, Internet.org, цель которого — доставить интернет в самые труднодоступные уголки планеты, чтобы потом, естественно, "подсадить" местных обитателей на соцсеть.
Впрочем, всем, конечно, в первую очередь интересно, что Facebook будет делать с купленной год назад за 2 миллиарда компанией Oculus, производителем шлема виртуальной реальности Rift. Цукерберг расстроил аудиторию, заявив, что в ближайшие годы заметных плодов от этого сотрудничества ждать не стоит. По его словам, разработка новой компьютерной платформы, которая заменила бы существующие — а именно так, глобально, настроен Цукерберг — займет долгое время. К тому же, по его мнению, даже готовый продукт поначалу продаваться будет не слишком хорошо. Цукерберг сравнил витруальную реальность со смартфонами. По его словам, первые "умные" телефоны появились на рынке еще в начале 2000-х, но потребовалось почти 10 лет, чтобы они окончательно стали стандартом.
Впрочем, если проводить такие параллели, нужно вспомнить, что начинали делать смартфоны одни компании, а завоевать мир им помогла совсем другая, но она пока в виртуальную реальность не спешит. Facebook же активно прощупывает почву на этом направлении. Например, в сентябре соцсеть запустила возможность загружать и просматривать трехмерное видео. Но, похоже, цельного представления о том, какой должна быть будущая VR-платформа, у Цукерберга пока нет.
Кстати, о видео. С этим у Facebook тоже все прекрасно. Дневное число просмотров в плеере соцсети составило 8 миллиардов. Это двукратный рост по сравнению с показателем апреля этого года. Более того, это значит, что по числу просмотров Facebook фактически догнал, если не перегнал, Youtube. Свежей статистики видеохостинг от Google пока не предоставил, но, если верить апрельским данным и прогнозам, то как раз к концу года он также должен был перейти 8-миллиардный рубеж.
Хотя не совсем понятно, как именно Facebook считал свои просмотры. Например, когда видео появляется в ленте пользователя, оно автоматически начинает проигрываться без звука, как только попадает в видимую область экрана. Это еще не значит, что пользователь его "просмотрел", но, судя по всему, уже идет в зачет. По крайней мере, трудно как-то иначе объяснить такое огромное количество суточных просмотров на неспециализированном ресурсе.
Но Facebook активно борется за "настоящие" просмотры и, судя по всему, пытается стать полноценным видеохостингом. В первую очередь, прорабатывается бизнес-модель, при которой соцсеть сможет делиться с производителями видео доходами от рекламы. И еще, по словам Цукерберга, разрабатывается механизм, который может защитить авторский ролик от кражи — вроде технологии ContentID от Youtube.
Еще одно событие: казалось бы, локальное, но небезынтересное всем. Потому что в целом оно — о трудностях, с которыми в мир приходит новое веяние – "уберизация" всего и вся.
В среду в Сан-Франциско жители провели голосование по “Предложению F” — речь, по сути, о попытке властей города контролировать услуги сервиса аренды жилья Airbnb. Предложенная инициатива была направлена на то, чтобы ограничить до 75 дней в год срок, на который можно было бы частному лицу сдавать в аренду свой дом.
Для тех, кто осмелится нарушить правила, предложен крупный штраф. Однако 55% жителей города проголосовали против этой инициативы. Новость выглядит довольно местечковой и мелкой, но на самом деле это довольно знаковая победа в бою между представителями новой цифровой эпохи и старой системы экономики. Это сражение сервисы новой экономики шеринга выиграли, но война еще не окончилась.
Для Airbnb это не первая битва за территорию и бизнес. Сервис бронирования квартир довольное долгое время уклонялся от уплаты налогов, перемещая тем самым всех своих пользователей — и арендаторов, и арендодателей — в серое незащищенное поле. Два года назад Airbnb начал выходить из тени: в каждой стране и даже в каждом городе Америки, это произошло по-своему — разный процент от сделки и разные условия и процедуры для получения разрешения сдавать свой дом в краткосрочную аренду. Airbnb начал официально платить налоги. При этом власти и отельный бизнес разных стран продолжали и продолжают бороться с Airbnb до сих пор, причем разными методами: судят и штрафуют частников, сдавших жилье через сервис, чтобы напугать остальных, принимают законы для регулирования краткосрочной аренды. Однако, как правило, через пару месяцев они претерпевают изменения и признаются не имеющими законной силы. Все эти методы выглядят так, будто направлены не столько против компании Airbnb, сколько против самих жителей городов. И кажется, будто в них нет логики. Тем не менее, ситуация выглядит куда более логичной, если попробовать взглянуть на нее глазами властей. Налоги с гостиниц — это крупный источник бюджетных поступлений, Airbnb этот источник если не уничтожает, то сильно дискредитирует.
Сервис бронирования квартир, кстати, оцененный в прошлом году в 25 млрд долларов — это один из титанов-проводников системы уберизации, так называемой "экономики шеринга" — или совместного потребления. Удобная система, которая устраивает всех — единым интерфейсом для получения услуги, арендой по цене намного ниже средней и еще кучей всяких преимуществ для конечного пользователя с обеих сторон — арендующего и арендодателя. С другой стороны, такие стартапы не только рушат или заставляют видоизменяться устоявшиеся и, наверное, устаревшие формы бизнеса, но и в значительно степени выводят этот бизнес из легальной сферы всякими ухищрениями и ужимками. За каждым шагом против Airbnb стоит не только мощное гостиничное лобби, но и государственные структуры, которые пытаются пресекать попытки обмануть ту же налоговую систему. Как и за кампаниями против сервиса такси Uber стоят не только городские таксопарки, не довольные потерей клиентов и необходимостью снижать цены, но и городские власти. Безусловно, это сервисы из новой цифровой эпохи, с новым подходом к привычным моделям бизнеса, которые своим появлением уже требуют пересмотра существующих экономических законов. И подтверждая законность действий Airbnb или Uber, государства открывают дорогу будущим сервисам экономики совместного потребления.
Но в ответ, по идее, эти компании цифровой эпохи должны не только платить налоги, но быть готовы брать на себя ответственность за свою деятельность и за тех, кто пользуется услугами сервисов. К примеру, в выше упомянутом и отвергнутом “Предложении F” одним из пунктов было требование к сервису Airbnb взять на себя ответственность отслеживать и удалять предложения нарушителей на своем сайте. Здесь речь идет о том, что у Airbnb нет нормального контроля над тем, кто сдает в аренду жилье и какие гости приезжают в дома. Различные исследования показывают, что треть арендного жилья в Сан-Франциско принадлежит людям с двумя и более предложениями на Airbnb – и они приносят более 40% прибыли. Это не просто “обычные горожане”, сдающие в аренду комнату в своей квартире, которых рисует сервис Airbnb. Это явно работают профессионалы. То есть — компании начали скупать квартиры и выставлять их как частные под кратковременный съем. Под давлением властей в прошлом году Airbnb начал удалять аккаунты некоторых особо злостных нарушителей, и, в частности, в Нью-Йорке несколько тысяч квартир убрали из системы.
Еще одним побочным эффектом принципа ведения бизнеса Airbnb является то, что в городах растут цены на жилье, людей выселяют из их квартиры из-за того, что они больше не могут за нее платить. Растет количество бездомных на улицах. В октябре в группах активистов из коалиции бездомных взяли штурмом штаб-квартиру Airbnb в Сан-Франциско. Это, по сути, был жест отчаяния. Активисты считают сервис одним из виновников жилищного кризиса, который разразился в Сан-Франциско. По их мнению, несмотря на принимаемые законы, хозяева квартир продолжают пренебрегать ими, и неконтролируемость со стороны сервиса сильно вредит рынку доступного жилья.
Сейчас — уголок безумного изобретателя. До вечного двигателя мы сегодня не доберемся, но все равно смотрите сюжет с некоторой долей недоверия.
Nokia собирается протестировать технологию, которая может стать следующим шагом беспроводной коммуникации. Порядком подзабытая после продажи своего мобильного подразделения финская компания, которая, тем не менее, по-прежнему остается одним из крупнейших поставщиков сетевого оборудования, заключила соглашение со стартапом под названием Artemis Networks.
Его руководитель — Стив Перлман. Человек, в общем-то, серьезный: в Apple он занимался разработкой технологий стриминга для Quicktime, а потом основал компанию Web TV, которую позже продал Microsoft. Как разработчик, профессионально занимающийся видеостримингом, Перлман осознал две вещи. Во-первых, что к настоящему моменту потоковое видео составляет половину всего мирового интернет-трафика. А во-вторых, что этот объем может быть еще больше, если стримы можно будет массово смотреть на мобильных устройствах, подключенных к сотовым сетям. Сейчас такая возможность сильно ограничена.
Связано это с тем, что сотовый сигнал на стандартном оборудовании раздается, грубо говоря, огромным шаром с центром в виде базовой станции. Радиоволны идут из этого единого центра всем потребителям, находящимся внутри сферы сигнала. Проблемы возникают тогда, когда слишком большое количество пользователей находятся в одном и том же месте. Множество различных сигналов, направленных фактически в одну точку, начинают взаимодействовать друг с другом, создавая помехи.
Этот эффект называется интерференцией. Он наблюдается, когда, например, в глухой автомобильной пробке все вдруг начинают копаться в Сети, или когда на стадионе несколько тысяч болельщиков пытаются загрузить в соцсети фото или видео гола в исполнении своей команды. То есть сам по себе LTE может работать быстро, но число подключений к одной базовой станции, особенно из одного тесного пространства, ограничено.
Перлман же утверждает, что изобрел принципиально новую технологию передачи сигнала, которую он назвал Personal Cell или, сокращенно, pCell. Суть ее в том, чтобы не избегать интерференции, а, напротив, эксплуатировать ее. Для этого создан специальный софт.
Поэтому Artemis заявляет о создании первой в мире софтверной сотовой технологии. Сигнал базовой станции в этом случае принимает сервер. Он перерабатывает информацию, после чего антенны Artemis передают уже переработанный сигнал своим странным способом. Вот как описывал технологию сам автор, показывая, как сразу 20 iPad одновременно показывают потоковое видео, что при использовании обычных технологий было бы попросту невозможным.
"Вокруг сцены вы могли заметить маленькие белые штуки. Это – антенны, — поясняет Перлман. — Они все передают объемный сигнал, намеренно создавая интерференцию. Мы создаем мощнейшую интерференцию в районе сцены. И в точках интерференции мы фактически имеем суммирование радиосигналов, которые вместе синтезируют маленькие, около сантиметра диаметре, зоны приема. Эти маленькие сферы располагаются вокруг антенны каждого из этих iPad. Таким образом, мы синтезируем 20 независимых сантиметровых зон приема, в каждой из которых есть свой LTE-канал".
Звучит немного странно и, на первый взгляд, попахивает шарлатанством. Внимательный пользователь сразу начнет искать уловки — не подключены ли iPad к сети. Не показывают ли нам под видом Vimeo видео из памяти планшета.
Скептически к этой технологии поначалу отнеслись и в Nokia. Главный технолог Nokia Networks Хоссейн Моиин, признался, что когда впервые увидел демонстрацию Перлмана, лишь отмахнулся, решив, что это невозможно. Но позже его пригласили в лабораторию Artemis и еще раз показали, как работает pCell, раскрыв немного больше технологических подробностей. После чего Nokia и Artemis заключили соглашение, а Моиин заявил: "В очень ограниченной среде, но, похоже, это работает. Следующий шаг — показать, что это работает в реальном мире. Я не уверен на 100 процентов, но я определенно верю в эту технологию".
То есть объяснить толком работу сети Artemis не может даже главный специалист Nokia по сетевому оборудованию. Но он уже готов попробовать ее в деле. Первым делом сети Artemis будут смонтированы внутри крупных торговых центров, стадионов и так далее. Если все пойдет так, как обещано автором, скорость передачи данных по сравнению с обычным LTE можно будет ускорить в сотни раз. Впрочем, даже десятикратного увеличения будет достаточно, чтобы произвести сенсацию.
Самое интересное, что если технология Перлмана действительно работает, она позволит вовсе отказаться от использования LTE. Ускорить таким образом сигнал, по словам изобретателя, можно даже при работе с обычным 3G-оборудованием. Причем, как утверждает Перлман, это будет дешевле, чем монтировать сети четвертого поколения. Ну и, разумеется, по такому же принципу можно оптимизировать работу Wi-Fi передатчиков. Что это такое — гениальное изобретение или большой обман — узнаем совсем скоро. Тестирование Nokia начнется уже в следующем году.
Добавить здесь особенно нечего, кроме того, что Стив Пирлман — парень непростой: он работал когда-то в Atari, потом в Apple, а первый его стартап в 1995 году назывался WEB-TV — фактически отец всех нынешних телеприставок. Сооснователем этого самого WEB-TV вместе с Пирлманом был никто иной, как Энди Рубен, "отец" Android. После WEB-TV Пирлман создал первый стриминговый игровой сервис — OnLive. Ни WEB-TV, ни OnLive, в общем и целом, "не взлетели", но можно сказать, что появились они сильно раньше своего времени. А теперь — про Android. На этой неделе появились две довольно необычных статьи. Одну написал известный аналитик из Сан-Франциско Бен Баджарин, вторую — старейшина IT журналистики Уолт Моссберг.
Статья Бажарина более резкая. Он предрекает, что через пять лет Samsung уйдет с рынка смартфонов. Мол, Android у всех более менее одинаковый, разве что по разному испорченный кастомизацией, и с появлением на этом рынке недорогих "китайцев" никто не будет платить за флагманский телефон большее 400 долларов. А значит, прибыль с телефона очень мала и новаций там появляться не будет. Этот тезис подтверждается падением продаж самого крупного игрока — Samsung — именно в области премиальных устройств.
Статья Моссберга выглядит продолжением, и в ней содержится призыв к Google самому делать смартфоны — хотя бы и образцовые, Nexus. Для того, чтобы "железо" в них работало в гармонии с программным обеспечением и чтобы оставить себе поле для инновационных экспериментов. Напомню, что сейчас Nexus — образцовые, референтные аппараты на Android, производятся партнерами, которых Google периодически меняет.
Как бы резко все это не звучало, у меня в руках последний и самый мощный Nexus — первый от китайской компании Huawei. Модель Nexus 6P. Я походил с ним две недели, и он — просто работает. Быстро и безотказно. Не садится посреди дня, не греется. И интерфейс откликается почти так же мгновенно, как в iPhone. Понятно, что он будет недешев, но я, пожалуй, соглашусь — если не с Баджарином, то с Моссбергом. Если бы все смартфоны на Android были такими, у экосистемы не было бы репутации не то что бы второсортной — но бюджетной точно. Единственное неудобство Nexus 6P — его же продвинутость: порт тут USB type C и проводов таких пока нигде нет. Их нужно таскать с собой, зато заряжается смартфон невероятно быстро.
Ну и последнее: камера работает очень хорошо и кое-где даже превосходит лидеров. И у нее есть лазерная фокусировка — жаль, конечно, что она не оставляет на объекте "зайчик", как в каком-нибудь "Хищнике".
А теперь наша традиционная рубрика — фишка недели
На этом итоговая программа Вести.net прощается с вами на неделю. Не забываем про наши ежедневные новостные выпуски! Планета, пока.




















































































