Программа "Энергетика": новые газовые маршруты, российские нефтяные платформы и топливо из пластиковых пакетов

Болгария хочет стать новым газораспределительным центром. Сможет ли? Морская платформа российского производства строится на каспийских верфях. Топливо из пластиковых пакетов: ученые разработали устройство, которое позволяет полезно утилизировать мусор в домашних условиях.

Новые газовые маршруты: Болгария хочет стать новым газораспределительным центром. Сможет ли? Морская платформа российского производства. Нашему корреспонденту удалось попасть на каспийские верфи. Топливо из пластиковых пакетов: ученые разработали устройство, которое позволяет полезно утилизировать мусор в домашних условиях.

Новые газовые маршруты

Экспорт газа из России к 2035 году может вырасти в полтора раза, в среднем до 300 миллиардов кубометров. Как утверждают эксперты Министерства энергетики, в рамках диверсификации экспорт сжиженного природного газа увеличится с 14 миллиардов кубометров до 74, а поставки в страны азиатско-тихоокеанского региона, в том числе и СПГ, составят 128 м кубометров, при сегодняшних 14-ти. Изменятся ли пути доставки голубого топлива от поставщика до конечного потребителя, и какие новые газотранспортные сети появятся в будущем?

Новый газопровод уже в ближайшее время может появиться на Востоке — Иран и Оман подписали соглашения по изыскательным работам по дну Персидского залива. Морской участок составит 200 километров и пойдет от населенного пункта Кух-е Мубарак на иранском побережье до оманского порта Сохар. Сухопутный участок также составит 200 километров: от иранского города Рудан до Кух-е Мубарака.

"Иранцы хотят о себе заявить, прежде всего, не с экономической точки зрения, а с геополитической, — говорит Эльдар Касаев, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России. — Сегодня государство, которое поставляет энергоносители и соседям, и в более удаленные уголки, фактически становится мощным. У Ирана много газа в его недрах, но есть проблемы, которые сложились за последние годы. У Ирана не было свободных средств, чтобы развивать нефтяную и газовую отрасли. В этой связи, где взять деньги для строительства инфраструктуры, для интенсификации добычи? Иранцам нужно всячески привлекать инвесторов".

Инвестором, в данном случае, станет как раз Оман. Именно он дает деньги полностью на все строительство, вести которое будут иранские компании. Но, в свою очередь, требует солидной скидки на газ, о которой пока Москат и Тегеран не договорились. Впрочем, объемы, говоря эксперты, в любом случае будут несущественными. Иран будет прокачивать по трубопроводу ежедневно 28 миллионов кубометров газа в Оман в течение 15 лет. Поэтому ни о каком доминировании Ирана на газовым рынке говорить не стоит. Хотя амбиции его велики, в том числе, и поставлять газ в Европу. Но по таким ценам, минимум в полтора раза выше российских, покупать голубое топливо ЕС не будет. Даже в случае роста потребностей, двух северных потоков, а также турецкого, вполне хватит.

"Поскольку это альтернатива транзита по Украине, то потребителями будут все те же самые страны, которые покупают газ через Украину, с которыми у "Газпрома" есть контрактные обязательства на поставку. Основная идея в том, что нужно довести газ до Баумгартена, чуть-чуть проинвестировав инфраструктуру северо-запада Европы", — говорит Мария Белова, старший аналитик VYGON Consulting. Инвестировать страны Европы готовы. Например, в интерконнектор Болгария – Греция. Его строительство может начаться уже в марте 2016 года, и к 2018 году он будет запущен в эксплуатацию. Протяженность газопровода Комотини — Хасково — Стара — Загора составит 182 километра, 150 километров из них пройдут по территории Болгарии.

"Это проект общего европейского интереса, который финансируется частично из денег Европейского Союза, продолжает Мария Белова. — Он достаточно небольшой – 3-5 миллиарда кубометров газа пропускная способность. Достаточно низкая стоимость – там порядка 300 миллионов долларов и, в общем-то, его задача – довести до Болгарии азербайджанский газ. У Болгарии есть контракт на покупку миллиарда кубометров азербайджанского газа со второй фазы Шах-Дениза".

Интерконнектер – дело решенное, в отличие от некоего транзитного газопровода, а так же межсетевых газопроводов, например, через Дунай c Румынией, а также с Сербией и Турцией, о которых сейчас так активно говорят чиновники из Софии. Болгария все еще хочет быть серьезным газовым хабом. Но это, уверяют эксперты, скорее рефлексия по Южному потоку. "Хотя даже тогда, если мы помним, изначально Болгария должна была софинансировать строительство болгарского участка, потом же была договоренность, что все три с лишним миллиарда евро должен будет найти "Газпром". Болгария всего лишь откажется от транзитного тарифа на 15 следующих лет. Поэтому — что произошло сейчас в Болгарии, откуда они решили найти деньги под непонятный газопровод, под непонятный газ? Я думаю, что пока это политическая спекуляция", — считает Белова.

Европе межсетевые газопроводы нужны – своего рода газовая паутина должна соединить страны, что позволит обезопасить весь Европейский Союз от любых энергетических проблем. Начало может быть положено строительством Восточного кольца. Газопровод Eastring позволит осуществлять поставки из Западной Европы, России, Азербайджана, Ирана и даже Кипра. Впрочем, будет ли он когда-нибудь построен, или останется лишь на чертежах, никто пока ответить не может.

Добыча на шельфе

К 2035 году Россия увеличит добычу нефти на шельфе почти в три раза до 50 миллионов тонн в год. Большая часть этого объема придется на Арктику. В этому году добыча на шельфе составит 17 миллионов тонн. 14 из них даст Дальневосточный шельф, 2 — шельф Южных морей и 1 миллион тонн — Арктика. К 2020 году шельф принесет стране 23 миллиона тонн горючего, в 2025-м — 37 миллионов тонн, 2030-м — 43 миллиона тонн, а еще через пять лет — 50.

В продолжение темы добычи на шельфе — в Каспийском море завершены основные операции по обустройству месторождения имени Владимира Филановского. Закончилось строительство ледостойкой стационарной платформы – на ней недавно был установлен буровой комплекс и начались пусконаладочные работы.

Морские добывающие платформы – очень сложные инженерные конструкции, оборудованные по последнему слову современной техники. От своих собратьев – сухопутных, они отличаются не только тем, что находятся в воде, но еще и гораздо более высокими требованиями к безопасности. Состоит она из двух модулей – жилого и технологического. Начнем с первого. Здесь нефтяники проводят время на свободной вахте, принимают пищу, в общем, все, что связано с хозяйственно бытовой деятельностью, происходит здесь. Тут же находится вертолетная площадка.

Ну, а работы ведутся на второй, большей по размеру, технологической платформе. Здесь добывают нефть, доводят до товарного вида и получают энергию из попутного нефтяного газа. Платформа стоит на шести колоннах и понтоне, который затоплен до дна моря. Называется эта конструкция ЛСП — ледостойкая платформа. Дело в том, что в районе месторождения имени Корчагина Каспий зимой замерзает, и лед может ей серьезно навредить. Поэтому вокруг ЛСП построен специальный защитный барьер. Он не только способен выдержать натиски самых мощных ледяных торосов, но еще и подогревается, чтобы на нем самом не образовывалась наледь.

Проект месторождения имени Филановского будет гораздо более сложным. С высоты птичьего полета оно выглядит действительно масштабно. Это уже целый комплекс из различных по внешнему виду и предназначения сооружений. Он будет состоять из двух ледостойких стационарных платформ, трех блок-кондукторов для бурения и добычи нефти, центральной технологической платформы для подготовки продукции скважин и двух жилых платформ.

Все эти конструкции строят параллельно на нескольких заводах. Заказ настолько объемный, что одна верфь просто не справится в срок. Строительство морской платформы чем-то напоминает сборку блочного конструктора. Вначале составляют отдельные элементы. Полученные металлоконструкции начинают сваривать друг с другом. Их соединяют, соединяют, пока не получат готовый блок. Например, основание жилого модуля. Теперь остается только поставить на это основание уже непосредственно сам жилой модуль, и в таком виде все это отправить в море.

И, таким образом, строят, по сути, любую конструкцию для месторождения. К примеру, на этом заводе помимо жилого модуля создают еще и райзерный блок. "Райзерный блок – это блок, который предназначен для связи береговых сооружений с морскими сооружениями, — объясняет Петр Морозов, первый заместитель генерального директора судостроительного завода. — То есть, через этот блок идут все трубопроводы, все системы, которые связывают берег с морем. Мы заканчиваем этот объект в октябре текущего года, сегодня уже проходят испытания и мы приступаем к пусконаладочным работам".

На другой астраханской судоверфи к отправке в море готовят буровую вышку и ее основание для одной из платформ. Модуль практически собран – осталось только установить часть оборудования. Но это сделают уже непосредственно на месторождении. Интересно, что платформы — это, по сути, детища двух миров. С одной стороны, их устанавливают на воде, и они должны выдерживать натиски волн и штормов. С другой стороны, внутренние конструкции сооружают по принципу сухопутных. При этом, требования к материалам все же морские.

"Применяются особо прочные металлы, которые позволяют конкретно обеспечить срок службы до 30 лет, при условии покрытия определенными покрасочными материалами, которые позволят все прочностные характеристики соблюсти в момент производства бурения, потому что в этот момент действительно нагрузки будут просто колоссальные", — отмечает руководитель строительства проекта ЛСП-1 Владислав Виноградов.

Транспортировка модулей – отдельная операция. Чтобы доставить и установить их на месторождении, используют баржу, минимум 4 буксира, и самый большой плавучий кран в России грузоподъемностью 1400 тонн. Уже сегодня разведаны и другие месторождения Каспийского моря: Хвалынское, Ракушечное и газовое – Сарматское. И работает месторождение имени Корчагина. По планам нефтяников, в ближайшие 25-30 лет в этом районе Каспия будут работать 25 платформ.

Топливо из пластиковых пакетов

Японские изобретатели предложили уникальную технологию, как из самого обычного мусора получать полезный энергетический продукт. И не в промышленных масштабах, а в домашних условиях! Они создали бытовой прибор, который позволяет производить топливо из пластиковых пакетов.

Дело в том, что полиэтилены и полистиролы производятся из нефтепродуктов, и процесс перегонки их в обратное состояние – всего лишь дело техники. Небольших размеров машина, которая помещается на столе, нагревает пластик с помощью электричества и собирает пар, который затем охлаждается и конденсируется в виде сырой нефти.

Из почти килограмма пластика может получиться 115 грамм топлива, а используется, при этом, всего 1 киловатт мощности. Полученная, в итоге, сырая нефть, может быть использована для работы генераторов и некоторых видов печей, и даже для получения бензина.

Впрочем, минусы у прибора есть – хоть он и создан для домашних хозяйств, стоимость такой установки пока сложно назвать доступной – больше полумиллиона рублей. Но разработчики надеются ее уменьшить в будущем, когда продукт станет популярным и будет возможность расширить производство.