Тема:

Теракт над Синаем 2 года назад

Курорты Туниса и Турции могут закрыться для россиян как потенциально опасные


фото: Global Look Press

Похоже, для россиян могут закрыть и другие потенциально опасные страны. По данным "Коммерсанта", этот вопрос уже обсуждался в правительстве. Правда, по словам главы кремлевской администрации Сергея Иванова, пока рекомендаций по другим направлениям нет.

Похоже, для россиян могут закрыть и другие потенциально опасные страны. По данным "Коммерсанта", этот вопрос уже обсуждался в правительстве. Правда, по словам главы кремлевской администрации Сергея Иванова, пока рекомендаций по другим направлениям нет. Но российские службы безопасности ведут анализ ситуации в аэропортах ближневосточных стран. Впрочем, эксперты уже назвали государства, отдых в которых может оказаться не совсем приятным — и, возможно, в перспективе — недоступным для россиян. Это Тунис, Марокко, Кувейт, Ливан, страны Персидского залива и — внимание — Турция, в которую сейчас хлынул поток россиян, не улетевших в Египет. Но есть и те, кто считает, что тотальный запрет на полеты на потенциально опасные курорты — не выход, и эффективнее — ужесточать контроль.

Это может быть только начало. Вслед за Египтом под российское авиа-эмбарго рискуют попасть еще несколько стран, если пребывание там сочтут "потенциально опасным".

"До тех пор, пока в странах, окружающих вот это гнездо, этот рассадник терроризма и неофашизма под названием запрещенным ИГИЛ, будут гастролировать, так скажем, толпы, десятки, а, говорят, и сотни таких неофашистов, конечно, безопасность наших туристов, наших граждан будет под большой угрозой", — считает депутат Госдумы Олег Нилов.

Табу может коснуться полетов в предсказуемо опасный регион Ближнего Востока. Ирак и Сирия – первые претенденты на отмену регулярного авиасообщения. Впрочем, между Москвой и Багдадом прямых перелетов нет, а в Дамаск из российской столицы отправляется только один рейс в неделю. Очевидно, что этот запрет туристов затронет едва ли.

"Угрозы можно ждать отовсюду, — отмечает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский. — И не обязательно в окрестных государствах. Ливия, где в свое время еще были достаточно сильны позиции исламистов и "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы", именно они взяли власть над большей частью этой территории. По-прежнему сильны позиции исламистов в Тунисе. Хотя их и отодвинули на второй план".

Тунис – еще одна страна, куда в скором времени можно будет не долететь. Еще недавно он входил в десятку самых популярных направлений для семейного отдыха. Но все изменилось в июне, когда в курортном городе Сус прямо на пляж ворвался вооруженный террорист, расстрелял гостей отеля: 38 человек погибли, 39 были ранены. Расследование доказало: власти страны знали о возможном нападении на отель, но не восприняли угрозу всерьез. После таких выводов спрос на путешествия в Северную Африку предсказуемо упал.

"Нужно, конечно, проверить очень тщательно меры по обеспечению безопасности, — рассуждает ведущий научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций ИМИ Юрий Зинин. — Убедиться на месте, послать конкретных специалистов, чтобы они еще раз сами убедились в этом. Это, мне кажется, лишний раз можно сделать. Я думаю, страны пойдут на это, потому что они заинтересованы, чтобы престиж страны оставался таким, как и был".

Но самым чувствительным может стать запрет полетов в Турцию. Такой вариант тоже не исключают, особенно после октябрьского взрыва на антивоенной демонстрации в Анкаре. Чиновники страны, правда, уверяют, что выводы сделали. И туристические зоны – и без того считавшиеся безопасными — теперь охраняют с удвоенной силой. Только ведь и число отдыхающих удвоилось. После отмены полетов в Египет Анталия — самый востребованный у россиян курорт. Спрос на путевки всего за несколько дней вырос сразу на 60%. Даже временная приостановка продаж станет для туристического рынка потрясением.

"Соображения безопасности приоритетны, — убежден первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович, — но до сих пор туристы в Турции никаким опасностям не подвергались. Ну и надо понимать, что мы живем, к сожалению, в таком мире, где угроза террористическая может возникнуть в любом месте в любой момент. Только этим летом мы были свидетелями террористических атак и во Франции, и в Кувейте, и в Тунисе".

Возможное расширение списка закрытых для российских самолетов стран в Минтрансе пока не подтверждают. Впрочем, и опровергать не спешат. А вот депутаты Госдумы подобное предложение – если оно поступит на рассмотрение — готовы поддержать, голосуя за безусловный приоритет безопасности над комфортом и туристическими привычками.

"Если потребуется принять меры для прекращения авиасообщения с любой другой страной, имея на это основания, я лично буду это поддерживать, — говорит депутат Госдумы Андрей Луговой. — Да и любой здравомыслящий человек это будет поддерживать. Знаете, как раньше говорили, где бы что бы ни происходило, даже стеб такой в России был, — мол, "русских не испугать, все равно они выезжают на эти курорты", я думаю, вот этот случай с разбившимся самолетом и все, что происходит на сегодняшнем Ближнем Востоке, заставляет совсем по-другому, по серьезному взглянуть на возникающую ситуацию. И мне кажется, уже не до шуток".

Важная оговорка: ни о каком тотальном запрете полетов в Турцию или Тунис речь пока не идет. Ограничивать авиасообщение готовы только на время. И лишь в том случае, когда спецслужбы получают информацию о возможных террористических угрозах.

"Везде не перекроешь полеты, потому что это парализует все наше международное сообщение, — не все, но в значительной степени, — поясняет депутат Госдумы Михаил Емельянов. — Поэтому, видимо, здесь надо идти по другому пути. Надо усиливать роль спецслужб. И вводить более плотный контроль, российский контроль над обслуживанием самолетов, обслуживанием багажа и так далее".

И такой контроль вводят уже сейчас. На самолетах, которые возвращают российских туристов из Египта. Полный предполетный осмотр они проходят еще на родине. А в аэропорту Шарм-эль-Шейха к бортам часто даже механиков не подпускают, чтобы минимизировать любые возможные риски.

Кстати, рейсы на Красное море отменяют не только отечественные компании, а еще турецкие авиалинии, британские перевозчики, Lufthansa, Air France и Emirates блокируют все маршруты над Синаем. Пока не завершится официальное расследование, чрезмерными меры безопасности точно не будут.