1 сентября мэр Сергей Собянин был с визитом в 830-й школе Москвы. Поздравил детей не только с началом учебного года, но и с новосельем.
"На месте старого, разрушенного здания построена прекрасная школа, оснащенная всем необходимым для получения знаний", — отметил мэр.
Школа рассчитана на 475 детей. Построена по индивидуальному проекту (8 тысяч квадратных метров). Два спортзала, медиабиблиотека, актовый зал, два компьютерных класса, три кабинета практики, лингофонный класс. Просторные коридоры и фойе. Здание приспособлено под маломобильные группы населения.
"Мы можем теперь принимать ребят с соседних школ, можем принимать ветеранов, которые всегда с удовольствием к нам приходили, но очень сложно было подняться на второй-третий-четвертый этаж, — рассказывает Марина Климова – директор школы №830. — У нас теперь есть пандусы, есть два лифта. Каждый кабинет, каждый зал оснащен так, что любой человек может туда попасть – нет порожков, есть дополнительные обозначения для слабовидящих".
В новой школе много мультимедийного оборудования. Уже на входе школьников встречает интерактивная доска с расписанием уроков. "Сюда каждый ученик может подойти в начале дня. Нажать вкладку 5а, 5б, 5в, и у него автоматически на экран выходит табличка с расписанием уроков на сегодня, — поясняет Юрий Силантьев – администратор первого корпуса школы №830. — И помимо этого справа есть колонка, где он может видеть, в какой аудитории это проходит. Со временем мы это доработаем. И здесь же будут программироваться уроки замены. То есть вот "математику" заменили, здесь будет выделено другим цветом, и всем будет понятно, что происходит".
Сами уроки проходят с использованием так называемых "рейбуков". Это разработанные для школы ноутбуки со специализированным программным обеспечением. Учитель имеет возможность давать индивидуальные задания ученикам в зависимости от уровня их подготовки. По просьбе преподавателей монитор "рейбуга" сделан поворотным.
"Он абсолютно крутится на 360 градусов. 180 — это для контроля, посмотреть, что делает ученик. Вот посмотрите, как у девочек расположен. Я могу сказать, чтоб развернули экран в мою сторону. Опять-таки, чтобы посмотреть, на какой стадии они находятся, я подхожу, разворачивают экран и смотрю, что они делают", — говорит Василиса Тельнова — учитель физики школы №830.
За последние пять лет в Москве построили 64 школы. По итогам этого года должны сдать еще 19. "Основной ввод смещается ближе к концу года, — добавляет Марат Хуснуллин — заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. — Это по объяснимым причинам. У нас сегодня 30% вводимых социальных объектов строят инвесторы. И конечно, ситуация в экономике привела к тому, что некоторых сроки сдвинулись. Но самое главное, что все объекты строятся, и все они будут введены".
К новому строительству относятся и так называемые "блоки начальных классов". Они возводятся в нескольких районах города для учеников младших классов. Школа 2031 на юго-востоке Москвы рассчитана на 600 человек, но до сих пор принимала 1000 школьников. В этом году ввели блок начальных классов на 300 учеников, который снял нагрузку с основного корпуса.
"То, что мы ребятам начальных классов создали условия, что они могут учиться одни, в здании, которое предназначено только для них, это сильно помогает в организации учебного процесса, — убежден Василий Долматов – директор школы №2031. — И более того, это здание абсолютно автономно. То есть в нем есть и пищеблок, и обеденный зал, и свой спортивный зал, и актовый зал, медицинский кабинет, кабинет логопедов – все специалисты могут работать рядом с детьми. Все очень удобно и приспособлено для младших школьников".
1 сентября блок начальных классов принял 250 первоклассников. Благодаря этому, школе практически полностью удалось отказаться от второй смены.
***
Студия робототехники на базе столичной школы №1474. Из детского конструктора школьники собирают самых настоящих роботов. "Он может очень много, чего делать, он может ездить, может даже с тобой разговаривать, музыку включать, даже делать фон на своем экране", — рассказывает Михаил Генкин.
При этом робот — это не игрушка, он имеет вполне прикладное значение. Разработку будут использовать в учебном процессе сами же школьники. Например, для лабораторных работ по физике. Подробнее об этом — Ольга Ломбас, директор образовательной программы по робототехнике: "Здесь, возникает именно конкретное желание возникает у ребенка понять, как это всё таки это работает, как именно соединить нам тот или иной механизм таким образом, чтоб он наиболее эффективно работал, либо быстрее, либо медленнее, либо с наименьшим выделением тепла и так далее".
В другой столичной школе – 1552 – разработали собственную компьютерную программу. Она зашита в школьных планшетах, с ее помощью дети младших классов изучают русский язык и математику. "Главная цель была поставлена, чтобы приучить детей воспринимать планшет не как игрушку, а именно как рабочий инструмент", — сообщает учитель начальных классов школы № 1552 Юлия Быстрова.
"Школа новых технологий" — проект правительства Москвы, направленный на поддержку инновационной деятельности школьников. В образовательном учреждении выбирают самый перспективный проект и выходят с ним на городской конкурс. Всего с 2013 года были отмечены 220 школ. От города они получают не только признание, но и дополнительное оборудование, способное сделать учебный процесс более интересным.
За победу в одном из конкурсов школа №1552 получила цифровую лабораторию. Для многих детей физика перестала быть скучным предметом. "Вот мы сейчас с вами разговариваем, у меня включен датчик звукового давления, посмотрите, наш разговор записывается, — замечает Ольга Шумилова – заслуженный учитель РФ, учитель физики. — И то, как мы произносим фразы, где мы ставим паузу, все фиксирует датчик. Извините, в школьном оборудовании, в традиционном такого нет".
Чтобы получить такое оборудование, школьникам и учителям пришлось пройти несколько этапов отбора, отстаивать перспективность своих проектов, готовить к ним видео-презентации. Для каждого из ребят – это хороший опыт командной работы и осознание собственной значимости. Анна Кручинина, победив в конкурсе IT-репортер, заработала для школы возможность получить качественную типографию.
"Например, в 2013 году у нас был первый выпуск газеты, — рассказывает Анна Кручинина. — Она была очень большая, была неудобная, ее приходилось вывешивать, и не каждый мог позволить себе ее взять теперь, мы можем выпускать полноценную газету, она скреплена, на страницах абсолютно четкий шрифт, четкие фотографии это намного удобнее, ну и информативнее".
Класс 3D-технологий появился в этом году в Центре Образования №1858. На занятиях по естественным наукам теперь используют не микроскопы, а современные мониторы. "Например, загрузим строение одного из грызунов, — говорит Александр Колесников — учитель информатики школы № 1858. — Ребенок может наглядно видеть не только, как выглядит грызун, но и из чего он состоит, также как разобрать его по частям и собрать обратно, также можем отделить отдельную часть так далее".
Созданные инновационные лаборатории и секции открыты для всех школ Москвы. Возможны выездные уроки, семинары, открытые лекции или факультативы. Записаться на многие из них можно через портал госуслуг Москвы. Рассказывает Игорь Марчак – руководитель городского проекта "Школа новых технологий": "Задачи, которые мы можно сказать ставим перед собой в рамках реализации проекта на 2015-2016 года, — это популяризация IT- технологий через вовлечение учащихся и учителей в различные мероприятия по созданию мобильных приложений, в процесс создания робототехнических устройств, в 3D-прототипирование".
Заявки на участие в "Школе новых технологий" на новый учебный год принимаются до 27 сентября. Участвовать в проекте могут школы, которые уже перешли на электронный журнал и где обучается не менее 700 человек.
***
Китай сегодня в тренде не только у взрослых. Большинство учеников школы №2086 в качестве дополнительного иностранного выбирают именно китайский язык. В подтверждение этому – слова Марины Лымар, преподавателя китайского языка школы №2086: "Когда я учила китайский, на нас смотрели как на чудаков. Что они делают, зачем им это надо, какой Китай, если мы смотрели в Европу, Англию, Америку и так далее, надо ехать учиться. То сейчас мы разворачиваемся на восток, причем разворачиваемся так, что очень многие дети едут в Китай. Их туда отправляют родители, они там доучивают язык. Либо с нуля его учат. Разворот такой очень мощный".
Базовый трехлетний курс китайского языка для школьников – бесплатный. Продолжить курс можно будет за деньги, но там уже подготовят к международному экзамену и введут дополнительные урокм по изучению культуры и истории восточного соседа.
В этой же школе проходят бесплатные занятия по йоге. Педагог уверяет, что древние индуистские практики положительно влияют не только на здоровье и физическое состояние ребенка, но и на его успеваемость.
"Он все осознает, одновременно с этим он находится в состоянии покоя, — поясняет Сергей Шульц, руководитель секции айкидо и йога школы №2086. — Что позволяет ему принимать взвешенные решения, на той же самой контрольной он может вспомнить решение примера, который он когда мог изучать и в состоянии эмоционального возбуждения он не способен его изучать, а в состоянии покоя решение приходит само-собой".
Олимпийским видом спорта – фигурным катанием – бесплатно могут заниматься только самые талантливые школьники. Чтобы попасть в секцию, нужно пройти конкурсный отбор 6 человек на место. Льготные категории москвичей при этом в конкурсе не участвуют – бесплатное место им гарантировано.
За барабанной установкой — замдиректора по воспитательной работе 830-й школы Алексей Казаков. В этом учебном заведении два музыкальных коллектива. Никаких ограничений администрация не накладывает. Заниматься могут все желающие.
В каждой московской школе – около 30 кружков, секций и клубов по интересам. Три четверти из них бесплатные. Продолжает Светлана Ершова, директор школы №1494: "Те кружки, которые являются составной частью образовательной деятельности, например кружки английского языка, кружки у нас "Юный филолог", вот шахматный клуб, они являются частью образования, интегрируются в образовательную деятельность, эти кружки у нас бюджетные, а кружки, скажем так узкой специализации, например, "Цирковое искусство", группа родителей захотела вот такой кружок, мы нашли замечательного специалиста. Вот этот кружок мы организовали на платной основе".
В процесс дополнительного образования вовлечено 90% детей. У школы №1494 даже есть свой планетарий. Деньги — 3 миллиона рублей, выделил департамент образования в прошлом году, после того, как школа стала лидером по набору первоклашек.
У старшеклассников мысли уже более приземленные. В течение двух лет юноши и девушки по три часа в неделю проводят в автоклубе. Изучают устройство автомобиля, правила дорожного движения, учатся вождению и накатывают свои первые 50 часов за рулем. Программа такая же — как и в обычной автошколе, даже шире. "Намного проще, — уточняет Юрий Захарин, руководитель направления дополнительного образования "автодело" школы №1494. — За счет возраста они очень быстро набирают информацию. То есть, взрослому приходится в несколько раз больше времени на изучение темы, а ребята набирают очень быстро".
После окончания школы ученики сдают экзамен в ГИБДД. 80% — успешно. А как только молодым людям исполняется 18, они получают на руки права. Стоит ли говорить, что автокурсы при школе тоже бесплатные.