Чем обернется побоище в Киеве. Реплика Александра Привалова

События в Киеве, продолжающиеся уже несколько недель, 19 января перешли в принципиально новую фазу. Произошли самые массовые и самые кровопролитные столкновения между так называемыми манифестантами и милицией за всё время существования Украины.

События в Киеве, продолжающиеся уже несколько недель, 19 января перешли в принципиально новую фазу. Произошли самые массовые и самые кровопролитные столкновения между так называемыми манифестантами и милицией за всё время существования Украины. Я говорю "так называемыми", потому что трудно всерьёз говорить о манифестации мирного протеста, когда видишь летящие в милиционеров бутылки с коктейлем Молотова. Много бутылок. То есть это не случайный провокатор затесался, как обычно в таких случаях рассказывают; это работали подготовленные боевые команды. Пострадали сотни человек, в том числе более 70 человек со стороны милицейского спецназа, почти полсотни милиционеров госпитализированы. Впервые в истории Украины милиция применяла водомёты и резиновые пули. Утро 20 января осветило в самом центре Киева настоящую зону военных действий. На улице Грушевского — баррикада из сожжённых автомобилей, оледеневших после усердного применения пожарных гидрантов. Сожжено четыре милицейских автобуса, три армейских грузовика и так далее. Когда и чем всё это закончится — решительно непонятно.

Зато нет недостатка в пророках, которые не без оснований указывают, чем это может закончиться ещё более массовыми беспорядками, а то даже и гражданской войной. Такое опасение высказал, например, один из лидеров оппозиции Кличко вскоре после того, как с ним весьма жёстко обошлись те самые "манифестанты", которых он попытался призвать к порядку. Опасения растут, потому что буйную толпу, показавшую себя, по видимости, не только Кличко, но и никто не контролирует. Из лидеров Майдана какое-то влияние среди буйных имеет, похоже, Тягныбок, уже выводивший на улицы Киева неплохо вымуштрованные отряды боевиков, но и он едва ли властен остановить беспорядки. Там ведь не одни нацисты Тягныбока, там, говорят, и футбольные фанаты, и какие-то полупреступные молодёжные группировки, и чёрт знает кто ещё. Наверняка и мирные манифестанты там тоже есть (или, как минимум, были), но от этого никому не легче.

Изумляет свирепость реакции Запада на эти события. Администрация США возложила ответственность за эскалацию насилия на украинские власти: "Официальный Киев оказался не в состоянии признать законные претензии своего народа". Белый дом призвал Киев вывести спецподразделения из центра города, начать консультации с оппозицией и отменить ограничения для манифестантов. В противном случае США может одобрить санкции в отношении Украины. Всё-таки это фантастика. Погром на улице Грушевского, повторим, был внове для Киева, но такие вещи, увы, не раз случались в других столицах Европы. Интернет у всех под рукой, посмотрите, как в сходных случаях реагировала полиция Парижа, Афин, Лондона. Киевские менты на фоне этих жёстких разгонов — какие-то немыслимые толстовцы, непротивленцы злу насилием. Грозить санкциями, если власть продолжит попытки противостоять погромам, такого, кажется, раньше всё-таки не наблюдалось.

Впрочем, вероятность наихудших сценариев развития событий, на мой взгляд, не очень велика. Да, власть Януковича сейчас явно слаба и неспособна быстро вернуть порядок на столичные улицы, но открыто противостоящие ей силы ещё слабее. Не зря Майдан освистал своих лидеров — они не сумели предложить буквально ничего внятного. Надо же, умники какие, переговоры затеяли: рассчитывают договориться с действующим президентом, чтобы тот встал и ушел. Президент может быть и хорош, и ужасно плох, но с чего это он будет уходить по первому требованию? Неужели Кличко с Яценюком думают, что первый Майдан, который именно таким манером привёл к власти вполне импотентную коалицию во главе с Ющенко, совсем ничему и никого не научил? Я как-то полагаю, что научил. И похоже, что очевидно опасный выплеск агрессии на улице Грушевского в конечном итоге пойдёт на пользу действующей власти: она в этой истории выглядит как-то заметно более вменяемой, чем её оппоненты. Янукович и дальше будет тянуть время, соглашаться на всякие там круглые столы да совместные комиссии, и оппозиция, не способная утихомирить погромщиков и не смеющая от них решительно отмежеваться, и дальше будет терять очки.

Другое дело, что ошибки, наделанные Януковичем ранее, будут и дальше сказываться. Не следовало сначала годами втолковывать стране, что подписание соглашения с ЕС означает прижизненное вхождение в рай, а за две недели до этого самого вхождения заявлять, что оно не состоится, поскольку смертельно опасно. На востоке и юге страны Януковича простят, поскольку согласны с последним из двух утверждений. "Западенцы" его не простят никогда, поскольку согласны с первым. Как далеко может зайти такое разномыслие без ущерба для целостности страны, неизвестно.