Контрсанкции от России. Реплика Александра Привалова

Читать Вести в MAX
С западными санкциями против России мало что понятно. Будут ли они ужесточаться – неизвестно. Те, что введены, введены на какой срок – неизвестно. Не сопровождаются ли перечисленные вслух санкции еще и конфиденциальными мерами, а если да, то какими – неизвестно. И так далее.

С западными санкциями против России мало что понятно. Будут ли они ужесточаться – неизвестно. Те, что введены, введены на какой срок – неизвестно. Не сопровождаются ли перечисленные вслух санкции еще и конфиденциальными мерами, а если да, то какими – неизвестно. И так далее.

Но одно все-таки известно наверняка: Россия начала ответные действия, и они уже вряд ли прекратятся, даже если санкции пойдут на спад. Заметим, что ответные действия начались сразу. Только узнал банк "Россия", что попал под санкции, как тут же объявил, что разрывает бизнес-отношения со всеми зарубежными контрагентами и вообще отказывается иметь дело с любой валютой кроме родных рублей – даже внутри России.

В смысле попадания в общественные настроения ход получился очень выигрышный. "Не очень-то и хотелось!" банка "Россия" так понравилось публике, что трудно сомневаться: дополнительные издержки, связанные с вынужденным привлечением банков-посредников к валютным операциям клиентов "России", будут с лихвой компенсированы. Не исключено даже возникновение моды на обслуживание именно в этом патриотичном банке – тем более, что пример подал сам президент страны, на другой же день открывший себе в "России" зарплатный счет.

А может ли случиться, что за "Россией" последуют и другие крупные кредитные учреждения? Можно ли вообразить полностью рублевую банковскую систему РФ, которая осуществляет адресные сношения российских клиентов с нерезидентами только через госкорпорацию ВЭБ? Да можно, конечно. Тем, кто постарше, и воображать ничего не надо – получится просто-напросто валютная монополия государства времен СССР. Плюс розничная торговли внутри страны за инвалюту – за чеки в подзабытых уже магазинах "Берёзка". Плюс статья в УК с тюремным сроком за валютные операции.

Ничего подобного, разумеется, в нынешних условиях быть не может и не будет. И потому, что нынешняя российская экономика гораздо сильнее давешней советской, интегрирована в мирохозяйственные связи, и потому, что 20% вкладов населения валютные, и по целой куче других причин. Так что не следует перегибать палку.

Рассчитывая контрмеры в отношении санкций, чрезвычайно важно придерживаться принципа разумной достаточности, тщательно взвешивать издержки, которые мы понесем сами, так или иначе, ограничивая свои сношения с внешним миром.

В области финансовой уже определились два основных направления, на которых мы (в частности, под влиянием санкций) сосредоточим свои усилия. Первое из них – это, конечно, создание национальной платежной системы, позволяющей проводить карточные расчеты независимо от возможных недружественных действий международных платежных систем. Это давно пора было делать.

Еще вначале 2000-х покойный первый зампред ЦБ Андрей Козлов сформировал в ЦБ рабочую группу по созданию национальной платежной карты, но крупнейшие российские банки не сочли нужным впрячься в общую работу. Перспективные российские проекты ("Золотая корона", "Юнион кард") не получили необходимой поддержки. Итог – потерянные 10 лет и почти полная зависимость от международных платежных систем. Теперь, без сомнения, работы пойдут резвее.

Скорее всего, банк "Россия" учредит специальную некоммерческую организацию, которая и станет оператором национальной платежной системы. Эксперты по-разному оценивают время, потребное для ее создания: оно наверняка измеряется не в неделях, но, можно надеяться, и не в многих годах.

Второе направление, по которому пойдет реакция России на финансовые санкции Запада, – это работы по валютной диверсификации нашего экспорта. Сегодня мы, как и весь мир, торгуем нефтью и газом за доллары, тогда как, в принципе, возможно перейти на рубли, тем более это верно для прочих товаров.

Вот только что на совместном заседании РСПП и Индийского бизнес-альянса обсуждался переход в российско-индийской торговле с долларов на рупии и рубли. Наш партнер, господин Котвани, выразился так: "Конечно, сразу отказаться от доллара нереально. Но если будет желание такого перехода, то в следующие 15 лет доллар можно убрать". Почему так долго? Да потому, что отечественная финансовая система, по мировым меркам, мало значима и недостаточно сбалансирована. Одно лишь соображение: для того, чтобы национальная валюта стала не то, чтобы сразу резервной, но просто начала набирать популярность в международном обороте, ее обязательно должно быть много.

Наши же денежные власти неизменно лезут из кожи вон, чтобы рубля было в обороте как можно меньше (это, собственно, и описывается их любимым термином "денежное сжатие"). С нашим жестоким дефицитом ликвидности только доллар из оборота вытеснять… Нет, если мы хотим с успехом проводить контрсанкции, нам придется заметно модернизировать денежную политику. Оно бы и вообще полезно.