Проблемы Евразийского экономического союза. Реплика Александра Привалова


фото ИТАР-ТАСС

Процедуры создания Евразийского экономического союза вышли на решающий этап. В пятницу Государственная дума ратифицировала Договор о Евразийском экономическом союзе – базовый документ, фиксирующий договоренности России, Белоруссии и Казахстана о переходе к следующей стадии интеграции.

Процедуры создания Евразийского экономического союза вышли на решающий этап. В пятницу Государственная дума ратифицировала Договор о Евразийском экономическом союзе — базовый документ, фиксирующий договоренности России, Белоруссии и Казахстана о переходе к следующей стадии интеграции. Сейчас к той же процедуре, ратификации Договора о ЕврАзЭС, готовится Совет Федерации. Ожидается, что вскоре документ будет ратифицирован и в парламентах наших партнеров. Работы по интеграции экономик наших стран ведутся уже не первый год; в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства сделано много реальных шагов, набрана серьезная инерция движения навстречу друг другу — к действительно единому рынку капитала, труда, товаров и услуг. Так сейчас живет весь мир — выстраивая, укрепляя и расширяя единые межстрановые рынки; это становится непременным условием выживания и развития.

Из этого, впрочем, никак не следует, что создание ЕвраАзЭС идет как по маслу или что столкновения интересов стран-участниц в некий момент волшебным образом прекратятся. Никоим образом. Можно посмотреть на ЕС, создаваемый и укрепляемый более полувека — трения не прекращаются, хотя страны-участники унифицированы уже в тысячах всевозможных аспектов хозяйственной жизни. Наш союз еще совсем молод, а потому проблемы у него возникают — и должны возникать! — буквально на каждом шагу. Да вот, чтобы далеко не ходить — целый ряд таких проблем активно обсуждается прямо сейчас. Скажем, правительство России чуть ли не в день ратификации основного договора внесло в Думу законопроект о проведении в нефтяной отрасли налогового маневра, то есть постепенного снижения экспортных пошлин на нефть с перекладыванием фискальной нагрузки на добычу, то есть с повышением НДПИ на нефть. Президент Белоруссии Лукашенко немедленно объявил на встрече с депутатами тамошнего парламента: "Если такой шаг будет предпринят со стороны Российской Федерации, это станет очень большой проблемой в функционировании нынешнего Союза". Лукашенко отметил, что стороны "договаривались об ином" и сделал следующий вывод: "Если предпринимаются какие-то действия в одном направлении — значит надо, чтобы в другом была компенсация. Это приличные деньги, которые мы ни в коем случае не должны терять". Не будем сейчас вдаваться в детали именно нефтяного вопроса, традиционно самого сложного в отношениях Москвы и Минска; подчеркнем лишь, что Александр Григорьевич очень внятно и лаконично сформулировал самую суть переговоров, которым суждено теперь постоянно идти между нашими странами по самым разным поводам: "Если я тут что-то теряю, значит, где-то там я должен получить компенсацию". Именно так обычно и идет торговля между членами любого межстранового союза.

Предмет таких споров может быть любым, не обязательно таким торжественным, как нефть. В эти же дни обострился, например, спор о провозе через границу спиртного. В России задумали установить лимиты ввоза алкоголя "для личных нужд" из стран-партнеров, поскольку приграничные регионы стали недополучать акцизы на алкоголь из-за серого импорта водки. Наши партнеры через механизм Евразийской экономической комиссии выступили категорически против этой инициативы, поскольку она, по их резонному замечанию, "нивелирует эффект единства таможенной территории". Суть проблемы тут в ставках акцизов на алкоголь, которые у нас заметно выше, чем у партнеров. Белорусы, вроде бы, готовы "гармонизировать" свои акцизы с российскими, а казахи, вроде, спешить с этим не готовы. Что делать — и тут надо договариваться, и еще в десятках и сотнях пунктов, которые иногда и предвидеть невозможно, пока практика к ним не подведет вплотную.

Еще длиннее будет список проблем при расширении состава стран-участниц интеграционного процесса. Например, до конца года планирует подписать все необходимые документы Киргизия, через неконтролируемую границу которой в Россию идет львиная доля экспорта афганского героина. В стране признают, что вынуждены вступать в ЕврАзЭС. Видный киргизский чиновник еще в мае говорил журналистам: "Не стоит забывать, что большая часть товаров и продукции первой необходимости поступает к нам из стран, входящих в этот союз. Это ГСМ, различные стройматериалы, древесина, пшеница, мука, масло и другие товары, и продукты питания. Если мы не вступим в Таможенный союз, цены взлетят до небес. А нужно ли нам это?" Однако перед вступлением в Таможенный и Евразийский союз Бишкек должен решить вопросы торговли с Китаем, откуда в Киргизию поступает весь ширпотреб, что будет совсем непросто — тем более, что Китай, кажется, вынашивает альтернативный проект интеграции Центрально-Азиатских стран — Экономический пояс вдоль шелкового пути.

Словом, интеграционный процесс только набирает ход, работы предстоит еще очень много.