Танец артистов выглядит, словно движение атомов, увеличенное микроскопом.
Артисты — частицы, которые соединяются в молекулы. А потом отдаляются друг от друга, чтобы образовать новые элементы. Один из самых известных британских хореографов Уэйн Макгрэгор создал свою периодическую систему в спектакле Atomos, то есть "атомы". Это не просто танец, это научное исследование.
В Москву спектакль Atomos привезла "Золотая маска". Это первый проект новой программы "Контекст", в рамках которого показывают постановки лучших зарубежных хореографов. Спектакль открывает и театральную программу перекрестного года России-Великобритании.
На создание этого спектакля Уэйна Макгрегора вдохновил фантастический фильм 1980-х годов. Какой? Это он держит в секрете. Хореограф говорит, в "Атомах" размышляет о том, как долго можно расщеплять целое, прежде чем удастся добраться до исходного материала. И как из этого материала создать нечто новое.
Идея вполне в духе почетного доктора наук Плимутского университета. Ученую степень постоянный приглашенный хореограф Королевского балета и кавалер Ордена Британской империи получил в 2013 году. Он изучает взаимодействие тела и мозга. Научные опыты ставит в своей труппе Random Dance, которую основал более двадцати лет назад.
"Репетиции с Макгрэгором – это всегда не только работа с телом, но и с мышлением. Например, он может дать задание посмотреть на какую-то картину, проследить ее геометрию. А потом воспроизвести эту геометрию с помощью движений", — рассказывает танцовщик труппы Random Dance Майкл Джон-Харпер.
В работе над "Атомами" хореографу помогал "цифровой танцовщик" — компьютерная программа, моделирующая движения тела на мониторе в человеческий рост.
"Ты даешь программе команду, например, вращение. Она определенным образом ее воспроизводит, затем Уэйн дает задание — поимпровизировать на эту тему. Так рождаются новые движения", — поясняет танцовщица труппы Random Dance Джессика Райт.
За творческими поисками артистов наблюдал профессор антрополог. По просьбе Макгрэгора он снимал репетиции на видео, а затем анализировал взаимодействие танцовщиков.
"Если ты расщепляешь и расщепляешь что-то до основания, то что остается? Этот вопрос Уэйн нам часто задавал на репетициях. Мы так расщепляли танец", — рассказывает Джессика Райт.
Предсказать, каким будет следующее па, невозможно. Хаотичное движение, будто наблюдаешь за артистами под микроскопом.
Хореография с использованием высоких технологий, как это обычно бывает у Макгрэгора. Танцовщики извиваются под светомузыку на фоне экранов, транслирующих видео в формате 3D. На плазмах то абстракция, то сами танцовщики. Никакого сюжета в балете нет. Уэйн Макгрэгор называет это потоком, в котором зритель сам должен найти идею.



















































































