Русофобия не дает Литве покоя

Читать Вести в MAX
7 марта Вильнюсский окружной административный суд ввел трехмесячный запрет на ретрансляцию по кабельным сетям телеканала "РТР-Планета". Это лишь одно из немногих проявлений антирусских настроений в Литве. Почему они так сильны?

7 марта Вильнюсский окружной административный суд ввел трехмесячный запрет на ретрансляцию по кабельным сетям телеканала "РТР-Планета". Это лишь одно из немногих проявлений антирусских настроений в Литве. Небольшое прибалтийское государство уже давно стало одним из главных рупоров Европы и лоббистом введения против России всевозможных санкций, достаточно вспомнить яркие спичи президента страны Дали Грибаускайте. А совсем скоро в Вильнюсе ждут четырех американских сенаторов во главе с Джоном Маккейном. Предположить, о чем пойдет речь, нетрудно: конечно, о том, как еще наказать Россию. Почему так сильны в Литве русофобские настроения?

Депутат-миллионер Виктор (на литовский манер — Викторас) Упасских обходит свои владения: тысячи рабочих мест, гектары производства — от соленых огурцов до мясного цеха. И тут — шок. На колбасе — надпись кириллицей. И какая — "Русский стандарт"!

"Сейчас, когда такое милитаристское настроение, конечно, опасно. Настоящие гурманы не обращают внимание на военное напряжение в регионе, колбаса все равно побеждает", — признается Упасских.

Про колбасу — шутка, но хорошо, если в Литве колкость сейчас поймут. Российский сатирик Михаил Задорнов высказался про шпроты, национальную гордость соседней Латвии, и латыши не поняли. В парламент балтийской республики поступило предложение лишить Задорнова вида на жительство.

"Я спокойно отреагировал, потому что в Латвии новости показывают искаженно. И объяснить местным властям, что они ошибаются, очень тяжело, как и везде в ЕС", — сказал Задорнов.

Сатирика выгоняют, Упасских назвали "агентом Кремля" — он в литовском телеэфире открыто поддержал крымский референдум. Вещание канала "РТР-Планета" приостановили. У всех — неподходящий взгляд на вещи.

"Наш президент смотрит то в бинокль, то через ружье, то где-то на аэродроме. Это действует на людей. Если ты с утра до вечера видишь это, ты становишься неспокойным, тебе становится страшно. Пропаганда того, кто есть враг", — отметил Роландас Паксас, депутат Европарламента, бывший президент Литвы.

Напугав себя сама, Прибалтика начала готовиться к войне. Во время первого и единственного председательства Литвы в Совете ЕС на прошлогоднем ноябрьском саммите в Вильнюсе Украина должна была подписать с Евросоюзом договор об ассоциированном членстве. В Вильнюсе так старались, готовились, а мечта не сбылась.

"Может, головы закружились от этого председательства, может, обида, что не произошло", — размышляет Паксас.

Найти виноватых оказалось привычно легко.

"Политический класс еще не переболел некоторыми детскими болезнями, включая и русофобию. Часть этой элиты мнит себя геополитическим центром, где могут решаться такие великие проблемы. Отсюда и этот факел демократии, крестовые походы на Восток", — считает лидер партии "Социалистический народный фронт Литвы" Альгирдас Палецкис.

Несмотря на то что более 70% простых литовцев столь агрессивную политику не поддерживают, задать тон взялась литовский президент Даля Грибаускайте — выпускница, кстати, ленинградского вуза по специальности "политэкономия", которая еще в начале своего президентского срока об отношениях России и Литвы рассуждала так: "Эти отношения будут улучшаться еще быстрее. Но основные проблемы, видимо, были политического характера, где некоторая риторика политическая была немножко слишком остра и по отношению к нашим соседям, то есть к России. Думаю, что эта риторика не будет повторяться".

Но прошло пять лет. Через месяц — президентские выборы. Госпожа Грибаускайте хочет опять занять пост. Ее обращение к депутатам — почти повестка в военкомат.

"Война и оккупация — это уже не исторические термины в учебниках, а реальная угроза, существующая в Европе. Сопереживая тому, что происходит на территории Украины, мы еще раз убедились в зыбкости свободы. Свобода будет в безопасности настолько, насколько мы способны ее защищать и укреплять", — заявила Грибаускайте.

И словами поддержки, и песнями на русском, чтобы целевая аудитория поняла: песню Майдана официальный Вильнюс затянул одним из первых, хотя чем похвастаться, кроме громкого голоса?

Окруженный водой древний замок и дом, и неприступная крепость литовский князей, и главная достопримечательность Тракая — некогда столицы Великого княжества Литовского. Но это в средние века. В современном Тракае живут около пяти тысяч человек. В основном за счет туристов. Ждут как будто и российских, но без распростертых объятий. И на улицах пока пусто, на прилавке, где должны лежать сувениры, спит кот.

Похожая ситуация и в Друскининкае, республиканской здравнице, статус города которой даровал российский император Николай Первый. Между Первой и Второй мировыми курорт был частью восточной Польши. Потом стал частью Белорусской ССР и только после образования новой ССР — Литовской — и специальных переговоров в Гродно осенью 1940-го был передан Литве.

"Этот момент вообще выскальзывает из всех общественных дискуссий. Клайпедский край фактически был подарен Литве СССР в 1945 году. Вильнюс был возвращен в 1939-м как жест Советского Союза. Об этом никто не говорит, этого не существует. Наш товарооборот с Россией — один из самых больших. Россия — первый торговый партнер для Литвы. И что, стрелять себе в ногу?" — задается вопросом Альгирдас Палецкис.

В коридорах литовского парламента — выставка революционных плакатов. Для поддержания боевого духа.