"Бесы": русский террорист XIX века как наш современник

Кадр из фильма "Бесы"
Кадр из фильма "Бесы"
На телеканале "Россия 1" – долгожданная премьера — фильм Владимира Хотиненко "Бесы". Четырехсерийная лента снята по мотивам одноименного романа Федора Достоевского.

На телеканале "Россия 1" - долгожданная премьера — фильм Владимира Хотиненко "Бесы". Четырехсерийная лента снята по мотивам одноименного романа Федора Достоевского.

3 декабря 1882 года в Петропавловской крепости скончался известный революционер и убийца Сергей Нечаев. Здание тюрьмы, в которой он провел последние десять лет своей жизни, не сохранилось. Именно личность Нечаева и его судьба подвигли Федора Михайловича Достоевского написать свой знаменитый роман "Бесы".

Сын сельского маляра Сергей Нечаев родился в 1847 году. Человек посредственных способностей, но невероятного честолюбия и амбиций, он тяготился ролью скромного преподавателя "Закона Божия" в приходском училище.

Отсутствие карьерных перспектив и друзей стали для Нечаева источником постоянных мук и раздражения. Не сумев устроить свою жизнь, он решил изменить жизнь всего окружающего мира. Летом 1869 года Нечаев написал "Катехизис революционера", который был опубликован в Швейцарии. Цинизм и холодная жестокость этого документа возмутили даже Герцена.

"Революционер — человек обреченный. Он в глубине своего существа разорвал всякую связь со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями. Он презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель — беспощадное разрушение. Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции, порядки и классы в России", — говорилось в "Катехизисе революционера".

"Катехизис революционера" — это исповедание веры Нечаева, но в последующем можно говорить о том, это исповедание веры людей, готовых продолжать его дело. Народ он рассматривает исключительно как объект: быдло, что-то вроде этого, темная дикая масса, которую нужно гнать в нужном направлении, а все остальное человечество делится на две неравные части — Нечаев со своими народниками и все остальные", — отметил Андрей Левандовский, доцент кафедры истории ХIX-XX веков исторического факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

Для осуществления своих замыслов Нечаев создал в Москве организацию "Народная расправа". В нее он вербовал студентов Петровской земледельческой академии, используя уговоры, шантаж и угрозы. Себя он провозгласил диктатором некоего тайного "комитета", который готовит революцию в России.

"Несомненно, что Нечаев по натуре манипулятор, человек очень властолюбивый. У него масса своих проблем. Он из очень бедной семь мещан в первом поколении. Отец первым получил фамилию Нечаев, что значит "нечаянный" или "ничей". Его отец — незаконнорожденный сын помещика", — рассказал Левандовский.

Осенью 1869 года Москву потрясло страшное преступление. В парке Земледельческой академии выстрелом в голову был убит студент Иван Иванов. В ходе расследования выяснилось, что убийца — Сергей Нечаев. Именно он застрелил Иванова, который на одной из сходок обвинил автора "Катехизиса" в авантюризме, подлости и диктаторстве. Соучастниками преступления были другие члены "Народной расправы". После убийства Нечаев бежал в Швейцарию, где впоследствии и был арестован.

Следствие по "делу Нечаева" и его организации "Народная расправа" началось в конце 1869 года. В течение полутора лет материалы расследования и самого процесса широко публиковались в печати. Сегодня они хранятся в Российском государственном архиве.

Всего по "делу Нечаева" были задержаны 87 человек. Тогда же был обнаружен и опубликован в "Правительственном вестнике" полный текст "Катехизиса революционера". Среди тех, кто прочитал этот документ, был и Федор Михайлович Достоевский. Брат жены писателя был лично знаком с погибшим от рук заговорщиков студентом Ивановым, поэтому убийство молодого талантливого человека глубоко потрясло всю семью.

Поразили писателя и откровения самого Нечаева, который в своем манифесте называл людей, подлежащих истреблению, "скотами" и призывал ради уничтожения государства "соединиться с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России".

Работать над "Бесами" Достоевский начал еще в Дрездене в 1870 году. Заканчивал роман уже в России. Один из главных вопросов, на которые пытался ответить писатель, — откуда в русском образованном обществе берутся люди, которые так ненавидят свою страну, что готовы уничтожить ее?

Стремление разрушить все и вся, включая традиционный уклад жизни, семейные ценности, веру в Бога Достоевский определил как "бесовщину", а людей, неспособных к полезной и созидательной деятельности, но готовых уничтожить человечество ради достижения своих целей, он называл "бесами".

"Это почти исторический этюд, которым я желал объяснить возможность в нашем странном обществе таких чудовищных явлений, как нечаевское преступление. Эти явления — прямое последствие великой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни. Даже самые талантливые представители нашего псевдоевропейского развития давным-давно уже пришли к убеждению о совершенной преступности для нас, русских, мечтать о своей самобытности", — писал Достоевский.

По словам Натальи Ашинбаевой, директора Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге, в своем романе Достоевский показал тотальность бесовщины как мирового явления. В образе Верховенского он отразил не только беспощадный фанатизм Нечаева, но и многоликость и многообразие бесов, которые насаждают в обществе ненависть, бесстыдство и грех как норму поведения.

"Еще в 1906 году, в период Первой русской революции, Мережковский назвал Достоевского "пророком русской революции". К сожалению, в XXI веке мы видим, что человечество не слушает своих пророков и остается таким же", — отметила Наталья Пшинбаева.