В Москву привезли живописные сокровища из коллекции князей Лихтенштейна

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка картин из личной коллекции князя Лихтенштейна. Публике представили 55 полотен фламандских живописцев XVII века, в том числе, работы Рубенса и Ван Дейка. Экспозиция приурочена к 20-летию дипломатических отношений России и Лихтенштейна.

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка картин из личной коллекции князя Лихтенштейна. Публике представили 55 полотен фламандских живописцев XVII века, в том числе, работы Рубенса и Ван Дейка. Экспозиция приурочена к 20-летию дипломатических отношений России и Лихтенштейна.

Раскрасневшаяся, волосы слегка растрепаны, будто только что бегала в саду. Глаза Клары Серены того же цвета, что и у ее отца Питера Рубенса. Художник написал свою любимую дочь, когда ей было пять лет, в 12 она умерла. В углу портрета – печать: "Собственность княжеской фамилии Лихтенштейна". Вот уже несколько веков эта картина передается по наследству только старшему сыну.

Наследный князь Лихтенштейна Алоиз Филипп Мария Лихтенштейнский признается: "Одна из моих любимых работ. Здесь чувствуется, как отец гордился дочкой. Вся его любовь выражена в этой картине".

Это полотно — приобретение князя Иоганна Первого, который занимался разведением лошадей. По легенде, он выменял картину у австрийского императора на пару элитных скакунов.

Княжеская фамилия начала коллекционировать шедевры в XVII веке, тогда было модно покровительствовать искусству. Сейчас в коллекции более 1600 полотен. Это второе по величине собрание в мире, больше — только у британской королевы.

По идее Ирины Антоновой, в Москву привезли всего 55 полотен фламандских живописцев XVII века. На открытии выставки наследный князь Алоиз спросил ее: "Какая часть собрания нравится вам больше всего?" "Конечно же, Рубенс, — призналась президент Пушкинского музея. — Роль Фландрии была совершенно особая. Замечательная плеяда ее художников – великий вклад в искусство XVII века, когда происходил перелом от одного этапа, Ренессанса, к новому времени".

Бог войны в развевающемся плаще спустился с небес, чтобы соблазнить весталку при посредничестве Купидона. От этого союза родятся основатели Рима. Это "Марс и Рэя Сильвия", мифы, любимая тема Рубенса. Директор коллекция князей Лихтенштейна Иоганн Крэфтнер рассказывает: "В XVIII веке картину приобрел Иоганн Первый Лихтенштейнский. Эскиз к ней — первое, что приобрел уже нынешний князь после финансового кризиса 1977 года. А шесть лет назад удалось обнаружить в Италии редчайшую шпалеру с тем же сюжетом".

Одна из самых известных работ Антониса Ван Дейка – "Портрет Марии де Тассис", представительницы антверпенской фамилии, которая учредила почтовую систему в Европе. "Посмотрите, как трактовано лицо этой женщины, сколько в нем грации", — подчеркивает заведующий Отделом старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Вадим Садков.

"Дары Моря" — самое большое полотно на выставке. Пухлые русалки и Нептун кисти Жака Йорданса, а камбалу на трезубце бога вместе с угрями и морскими котиками написал Франс Снайдерс. В XVII веке художники часто работали на пару. Вадим Садков поясняет: "Конкуренция между художниками была высокой, каждый специализировался в одном жанре. Поэтому мастера натюрмортов часто приглашали мастеров фигур".

Выставка приурочена к 20-летию дипломатических отношений России и Лихтенштейна. Пример сотрудничества двух стран – история картины "Интерьер кунсткамеры" XVII века. Долгое время искусствоведы лихтенштейнской коллекции не могли установить авторство, но во время подготовки к выставке российские специалисты выяснили, что полотно принадлежит кисти Корнелиса де Бальера.