Политические торги: на Украине соображают на троих

Мечта Петра Порошенко о проведении досрочных парламентских выборов сбылась. Верховную Раду избрали. Чем занимается новая власть в Киеве и как складывается послевыборная конфигурация?

Мечта Петра Порошенко о проведении досрочных парламентских выборов сбылась. Верховную Раду избрали. Но результат вышел не такой, на который Порошенко рассчитывал. Его партия "Блок Петра Порошенко" набрала лишь немногим более 20%, пропустив вперед "Народный фронт" Яценюка. Теперь надо формировать коалицию, но между Порошенко и Яценюком не все гладко.

Публично пока они не обзываются, но лидер порошенковской партии Юрий Луценко, который, кстати, претендует на роль спикера парламента, говорит о партнерах по предстоящей коалиции без особых симпатий. "После выборов эта самовлюбленность и агрессия никак не выветривается из штабов союзников", — заявил он.

Впрочем, всю прошедшую неделю на Украине следили не столько за внутренней борьбой вновь избранных, сколько за переговорами с Россией и ЕС по газу. Если еще весной Яценюко говорил, что больше не будет покупать газ у "Газпрома", то сейчас первые морозы быстро остудили этот пыл.

31 октября в Брюсселе было заключено соглашение о поставках газа из России на Украину. Пока — 4 миллиарда в ближайшие два месяца. И абсолютно на российских позициях, то есть по предоплате, с выплатой долга по газу и по формуле цены, зафиксированной в действующем контракте. От Европы — гарантийное письмо с готовностью покрыть риски неуплаты Киевом за российский газ.

Переговоры шли трудно. Наши переговорщики Алексей Миллер и Александр Новак на всем протяжении дистанции сохраняли твердость и спокойствие, хотя украинский министр Юрий Продан все вытирал со лба испарину. Может, плохо себя чувствовал? Для верховного комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Эттингера участие в этих переговорах стали лебединой песней — он покидает свой пост.

Но означает ли подписание трехстороннего Протокола по газу между Россией, ЕС и Украиной то, что тема закрыта? Нет, не означает. Согласно опыту, подписание контракта для Киева — это не окончание переговоров, а повод для их начала. Впрочем, будем ждать. Не исключено, что уже скоро нас удивят необычными интерпретациями.

Чем занимается новая власть в Киеве и как складывается послевыборная конфигурация?

Новая Верховная Рада еще и на первое заседание не собралась, а активисты левых движений уже вовсю критикуют проект коалиционного соглашения, предложенного президентом Порошенко, чья партия, не дожидаясь окончательных результатов от Центризбиркома, уже объявляет себя победителем досрочных парламентских выборов. С учетом кандидатов-одномандатников у президентского блока — самая многочисленная фракция.

Впрочем, успех "Народного фронта" Арсения Яценюка, опередившего, вопреки прогнозам, блок Порошенко на какие-то десятые доли процента именно в партийном забеге, вскружил голову премьера настолько, что он уже и кастинг в новое правительство объявил. Естественно, под своим руководством. К 31 октября Порошенко решил сдаться — не в правилах Киева демонстрировать Западу разлад в майданной семье.

"Мы будем поддерживать кандидатуру Арсения Яценюка на должность премьер-министра. Страна нуждается в единстве", — заявил украинский президент.

Говорят, на уступки с премьерским креслом у Порошенко, где во главе кабмина хотели видеть своего человека, нынешнего вице-премьера Гройсмана, пошли в обмен на контроль над силовым блоком. Но цель президента — сформировать в Раде конституционное большинство в триста голосов. Приходится соображать на троих.

Без темной лошадки этих выборов — партии львовского мэра "Самопомощь", взявшей сначала под свое крыло полевого командира батальона "Донбасс" Семенченко, а потом неожиданную высоту с третьим результатом, — коалицию не слепить.

В ночь подсчета голосов почувствовавшие власть комбаты уже успели публично сцепиться с радикалом Ляшко. "Оппозиционный блок" с самого начала заявляет: с властью, которая фальсифицирует результаты голосования и устраивает идеологическое сафари, сотрудничать не будет принципиально.

Слепленный из осколков "Партии регионов" "Оппозиционный блок" оказался единственной альтернативной политической силой — многочисленным партиям войны. Если на западе лидирует "Народный фронт", а только потом "Блок Порошенко", восток выбирает тех, кто — за мирные переговоры. Уверенная победа в Донецкой и Луганской областях, при том что там в 15 округах выборы вообще не проводились, а миллионы избирателей просто уехали из охваченных войной регионов. Высокий результат в Харькове, Запорожье и даже Днепропетровске, подконтрольном олигарху Коломойскому.

"У всех партий экономика — на седьмом месте, ни у одной партии нет плана внятного плана восстановления экономики. А без восстановления и развития промышленного Донбасса раскол будет только усиливаться", — заявил Юрий Бойко, лидер "Оппозиционного блока".

Укрепить позиции оппозиция рассчитывает за счет побеждающих в мажоритарных округах кандидатов. Итого — под 60 кресел. Но правилом политической дальнозоркости для самовыдвиженцев на Украине всегда считалось примкнуть к фракции провластной партии, тем более что многие кандидаты связаны обязательствами со стоящими за ними олигархическими кланами.

"Они не являются теми, кто противостоит один другому в идеологических основах в борьбе за власть. У них все схоже. Они сегодня временно ведут борьбу, кто у корыта находится и кто больше из этого корыта успеет забрать себе", — считает Петр Симоненко, первый секретарь ЦК Компартии Украины.

Кроме Компартии, что впервые за всю историю украинского парламентаризма, лишилась представительства в Раде, — киевские власти ей даже не давали вести агитацию, хотя в том же Луганске у коммунистов — второй результат, в Донецке — третий — проходной барьер не преодолевают и необандеровцы из националистической "Свободы". В знак протеста они тут же берут избирком в осаду, требуя пересчета голосов.

Националистам даже идут навстречу — на нескольких участках обещают результаты пересчитать, впрочем, на рассадке в Раде это уже никак не повлияет. Несмотря на продолжение политики "восточной зачистки", Киеву очень нужно показать западным кредиторам отсутствие радикалов во власти, ведь от этого зависят и будущие кредитные транши, без которых ни бюджет не сверстать, ни за газ не расплатиться.

Политические торги — в самом разгаре. Победившие на выборах партии делят комитеты в Раде и портфели в министерствах, при этом убеждая избирателей, что никаких партийных квот в распределении должностей не будет, — только уровень профессионализма. Но насколько ценит Майдан профессионалов, уже видно по объявленной на Украине так называемой люстрации, где в списках на увольнение в качестве жертвоприношения — уникальные специалисты, без которых обезглавленными остаются такие отрасли, как "Укркосмос" и Агентство по ядерному регулированию.