Плевок в щи: Прибалтика мстит мелко и по-глупому

Латвия высылает из страны российских граждан, даже тех, которые не входят ни в какие санкционные списки. Персонами нон грата становятся не только российские артисты, но и ученые.

Столик в небольшом ресторане "Сын рыбака" – это самый центр Риги, два шага от Ратушной площади – был забронирован на 12. Известно, что Симонов заказал второе блюдо и кофе, но доесть не успел. В ресторан входят сотрудники миграционной полиции: "Вы в черном списке и представляете угрозу для национальной безопасности". Политологу из России предлагают срочно покинуть Латвию.

Это было похоже на спецоперацию. Официанты подумали – как минимум контрабанда оружия, что еще могло заставить полицию так вероломно арестовывать человека.

Но Симонов даже не внесен в санкционные списки Евросоюза. Законопослушный обладатель шенгенской визы в Латвию приехал по приглашению латвийской же стороны, благополучно прошел границу, таможню. До начала конференции, где Симонов главный докладчик, — еще три часа.

"Доел, сколько мог, заплатил, и его выпроводили на улицу. Они стояли и ждали, прям вот метр от него, пока он доест", — рассказывает официант Кристина.

Что оскорбительного политолог сказал в адрес гордой и независимой Латвии, ему так и не объяснили. Единственное, что он успел сделать, — дать интервью рижскому радио. Но разговор шел про рубль, а не про Латвию. И оскорбляли в основном россиянина. Чтобы депортация была как можно более молниеносной, у Симонова забрали все документы. Общее время пребывания в республике в итоге – три с половиной часа.

"Отпечатки пальцев, фотографии, фас, в профиль. На вопрос, а если, например, я отказываюсь, или у меня нет денег, мне сказали, что меня посадят в автомобиль и довезут до сухопутной границы Латвии и, России, где передадут российским пограничникам. Там я уже смогу сам решать свою судьбу. Я благоразумно предпочел поменять за свой счет билет", — рассказал Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.

"Мы проводим общеполитические мероприятия, прежде всего, консультируясь с Брюсселем. Ну, хорошо, черный список. Конечно, это инициатива полиции безопасности", — объясняет Андрей Клементьев, член президиума Сейма Латвии, представитель политического объединения "Центр согласия".

Черный список значит, что вы обидели Латвию. Обижается Латвия буквально на все: Кобзон, Газманов и певица Валерия теперь тоже персоны нон грата, потому что публично заявили, что Крым — часть России.

- Мы маленькая, но независимая страна, — уверяет Андрей Клементьев.

- То есть здесь просто обида и гордость?

- Да, обида. Ну, нельзя так сказать.

Маленькая суверенная Латвия к русским – с пристрастием. Активиста "Конгресса неграждан", доктора экономических наук, по прилету из Москвы в Ригу досматривают два часа, перебирают даже носки.

Министр внутренних дел Козловскис (черный список он редактирует на пару с главой МИД Ринкевичем) потом скажет: это был просто досмотр, не надо политизировать.

"Это идет заказная война, я думаю, что по заказу Америки. Латвия против России – это противоречит резко самой Латвии. Латвия уже проиграла, например, в том, что фестиваль в Юрмале уже не будет проводиться здесь, а это приблизительно 50 миллионов евро", — говорит Александр Гапоненко, сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии, директор Института европейских исследований.

"Про санкции? Надо закончить с этим один раз, всего доброго", — "Новую волну" советский, а теперь латвийский композитор Раймонд Паулс больше не комментирует. Где пройдет конкурс, до сих пор неизвестно: Крым, Сочи, Калининград. Отток россиян из-за антироссийской политики Риги для Рижского взморья – смерть.

25 километров от Риги – знаменитая Юрмала, крупнейший курорт Прибалтики. Неглубокое море, белый кварцевый песок, чистейший воздух, запах хвои и дюны. 40 процентов здешних домов принадлежат россиянам.

Ни одной новой сделки – это официальная информация: за последние 4 месяца в Юрмале не смогли продать ни единого дома.

Влияние русских слишком опасно, так решила все та же полиция безопасности и знаменитый министр Козловскис. Вид на жительство в республике давали в обмен на покупку недвижимости, стоимость которой превышает 250 тысяч евро. Миграционный закон отменили.

Политолог Михеев тоже хотел попасть в Ригу. Аналогичный повод – участие в конференции по приглашению Латвии. Но вмешалась другая гордая европейская демократия: переехав границу Финляндии, Михеев очутился в руках пограничников.

Всему виной запись конференции в Вильнюсе, разговор, в том числе, про Украину. Вильнюс позицию политолога осудил.

"Узнал я об этом только сидя в финском обезьяннике, в управлении пограничного контроля, куда меня привезли, — рассказывает Сергей Михеев. — Думаю, что причина простая – это месть. Мелкая глупая, такая знаете, как в коммунальной квартире – наплевать в щи соседке. Мелкая, глупая закомплексованная месть за высказывания неудобных, неприятных для литовских властей мыслей".

Ученого Тишкова тоже заставили заплатить. 73-летний академик Российской Академии наук полночи блуждает по коридорам Таллинского аэропорта. Он ехал на конференцию со своей новой книгой – по приглашению. И тоже оказался врагом демократии.

100 евро за ночь и новый билет до Москвы. Напоминать про советское прошлое постсоветских республик и разговаривать с ними про Украину очень накладно.