"Южный поток" размывает отношения России, ЕС и Украины. Реплика Федора Лукьянова

София уступила мощному давлению союзников по ЕС и НАТО и заявила о приостановке проекта "Южный поток". Напомним, "Южный поток" – это газопровод мощностью свыше 60 миллиардов кубометров, который должен пройти от российского побережья Черного моря через Болгарию, Балканы и Венгрию в Италию и Австрию.

София уступила мощному давлению союзников по ЕС и НАТО и заявила о приостановке проекта "Южный поток". Напомню, что "Южный поток" – это газопровод мощностью свыше 60 миллиардов кубометров, который должен пройти от российского побережья Черного моря через Болгарию, Балканы и Венгрию в Италию и Австрию.

Речи о полном отказе пока нет, но, в общем, понятно, что Болгария – страна не того калибра, чтобы сопротивляться консолидированной политической воле ведущих западных держав. Тем более что к обработке правительства подключились американские парламентарии во главе с вечным оппонентом России сенатором Джоном Маккейном.

Европа ссылается на собственное законодательство – Третий энергетический пакет, которому, по мнению Брюсселя, подписанные Болгарией контракты не соответствуют. Америка напоминает об атлантической солидарности. Нельзя, мол, идти на поводу у России, когда она бросает вызов интересам НАТО. В общем, Болгария, которая должна стать "точкой входа" российского газа на европейский континент, попала между молотом и наковальней.

Выгода Болгарии очевидна – и поставки газа, и доходы от транзита. Но угроза ЕС перекрыть структурные фонды из общего бюджета на сумму до 15 миллиардов евро на 10 лет перевешивает остальные резоны. Тем более что внутри — оппозиция, настроенная откровенно антироссийски, не дремлет, а чтобы добиться смещения правительства и без того нестабильного государства достаточно даже небольшого толчка извне, из Брюсселя.

Хотя Болгария – ключевое звено проекта, которое одновременно является слабым звеном, игра не окончена. "Газпром" часто сталкивался с противодействием своим новым проектам в Европе. Даже "Северный поток", в котором была остро заинтересована главная страна ЕС, Германия, не без напряжения преодолевал рогатки экологических согласований.

В данном случае решающей может стать позиция конечных стран получателей – Италии и, в первую очередь, Австрии. Вена пока игнорирует настоятельные рекомендации ЕС, полагая, что теплоснабжение собственных граждан важнее. Австрия – ближайший союзник и партнер Германии, надежная опора Берлина во внутриевропейских начинаниях. Германии же открыто оспаривать "Южный поток" не с руки. Иначе получится, что она-то себя от перебоев с украинским транзитом обезопасила, проложив трубу из России по дну Балтийского моря. А другим будет мешать это делать. Некрасиво как-то…

Вся коллизия, конечно, завязана на Украине, то есть, на политике. Лукавить, утверждая, что для России "Южный поток" – только бизнес, не стоит. Дело, конечно, не только в желании охватить новые рынки на юге и юго-востоке континента, но и в необходимости снизить риски в связи с Киевом. Проект запустили, когда стало ясно, что предсказуемости в российско-украинских отношениях ждать не стоит, так что надежнее иметь альтернативу. Изначально на Украину приходилось более 80% транзита российского газа в Европу. И это самый выгодный транзит. Но, как, увы, давно выяснилось, отнюдь не самый надежный.

В случае успеха "Южного потока" Украина лишится не только гарантированного транзитного дохода, но и рычага влияния на российскую политику. А это для Запада сейчас крайне нежелательно, хотя от возможных перебоев с поставками страдать будут именно европейские клиенты. Другая причина – официально объявленный курс на снижение газовой зависимости от России. Тем более что Соединенные Штаты обещают прямо-таки завалить Европу избытком своего сланцевого газа. Непонятно, правда, когда это произойдет и произойдет ли вообще, но от конкурентов лучше избавиться заранее.

На протяжении почти полувека Европа оставалась главным рынком сбыта российского газа, что определяло не только экономику, но во многом и геополитику. Не будь Старый Свет связан газопроводами с Советским Союзом, а потом с Россией, острые ситуации, которых было немало, могли бы превратиться в полномасштабные конфликты. Этот фактор своей значимости не утратил, хотя холодная война и закончилась, а новая, будем надеяться, не начнется. В том числе, благодаря взаимозависимости. России нужна дружественная стабильная Европа, которая не будет источником проблем на фоне неизбежного поворота в Азию. Задача России – преодолеть нынешнюю почти полную замкнутость на европейский рынок при сохранении там значительного присутствия. "Южный поток", если он все-таки будет построен, станет последним газопроводом уходящей эпохи, когда Европа была крупнейшим экономическим магнитом для России. Притяжение Азии будет расти, и будущие потоки устремятся туда.