Война проектов: Коломойский считает себя положительным героем

Враги называют Игоря Коломойского, олигарха и губернатора Днепропетровской области, хамелеоном. Сам же Коломойский считает себя положительным героем, а коллег-олигархов – отрицательными. Аналитики уверены: сейчас на Украине нет ни одной самостоятельной фигуры, и тот же Коломойский – чей-то проект.

МВД Украины на неделе объявило о своих моральных ориентирах в деле борьбы с Юго-Востоком. Советник Авакова Антон Геращенко сказал, что надо внедрять шпионов — "ничего более эффективного не придумано со времен Азефа". Для тех, кто забыл. Евно Азеф — профессиональный революционер-провокатор, в начале XX века организовавший целый ряд терактов против знати и чиновников Российской Империи. Одновременно он был платным агентом охранки, куда сдавал своих же товарищей-террористов. Имя Азефа стало символом двуличия.

Впрочем, нет ничего удивительного в том, что именно этот персонаж стал кумиром для украинского МВД. Министерство находится под фактическим контролем Игоря Коломойского — олигарха и губернатора Днепропетровской области. С одной стороны, Коломойский горячо поддерживает карательную операцию в Новороссии и считается объединителем страны. С другой — под шумок гражданской войны требует финансовой независимости от Киева и приступает к новому переделу собственности вчерашних товарищей-олигархов. Как при этом Азефа на Украине могут считать отрицательным героем?

В студию украинского "Пятого канала" Коломойский пришел, чтобы разуверить публику: нет у него никаких амбиций. Тех активов, которыми он уже владеет, ему довольно. Приватизировать госсобственность или предприятия своих коллег-олигархов он не планирует. Верится с трудом, если учесть, что всю свою жизнь Коломойский тем только и занимался, что отбирал и приватизировал то, что плохо лежало. Свое состояние олигарх заработал рейдерскими захватами.

Свой путь к первому миллиарду он начал в 80-х с торговли оргтехникой. Покупал в Москве, продавал в Днепропетровске. Потом металлургия и нефть. Группа "Приват" Коломойского сегодня — это более ста предприятий в различных сферах: банки, авиаперевозки, пищепром, нефтехимия, спорт и масс-медиа. Разумеется, большинство этих предприятий принадлежали раньше кому-то другому. "Основная сила его — деньги, предприятия, которые, как заметила "Уолл-Стрит Джорнал", добыты в нелегких рейдерских захватах с применением оружия и грязных методов борьбы", — говорит Владимир Корнилов, политолог, директор Центра евразийских исследований.

Приватизация на Украине продолжается перманентно, последняя ее волна схлынула при Януковиче, и многие, конечно, остались не у дел, затаив обиду. Дорвавшись теперь до власти, они начинают новый передел собственности. И фамилия Коломойского, когда заходит речь об очередном эпизоде сериала под названием "Отнять и поделить", всплывает чаще всего. Наверное, неспроста. Вот диалог Коломойского с его заместителем Филатовым, который последний опубликовал в Сети.

- Государство сегодня просто обязано провести конфискацию имущества, заводов, акций сторонников сепаратизма. Всех тех, кто финансировал и продолжает финансировать террор в стране.

- А куда и кому имущество это изъятое передавать?

- В специальное ОАО, в котором акционерами будут участники АТО, ветераны, родственники погибших.

О каких заводах идет речь? Донбасс — это в первую очередь госпредприятия, которые под обстрелом украинской армии, в конце концов, превратятся в руины. В случае победы Киева их можно будет скупить за бесценок, ну и, конечно, Коломойского интересуют активы другого украинского богача — Рината Ахметова.

В Одессе, как сообщает ряд украинских СМИ, олигарх давно мечтает установить контроль над припортовым заводом, в этом ему, конечно, поможет новый мэр города у моря Игорь Палица, давний бизнес-партнер Коломойского. А еще интересы губернатора Днепропетровска лежат в Запорожье, Харькове, да и по всему юго-востоку страны.

"Он является одним из главных оппонентов Порошенко, это человек с громадными амбициями. И он мыслит категориями купить-продать, поэтому Украину рассматривает как своего рода предприятие и считает, что он – главный владелец пакета акций этого предприятия", — говорит политолог Юрий Городенко.

Война — дело прибыльное. Не только с точки зрения получения финансовой выгоды, но и политических дивидендов. Губернатор Днепропетровска Игорь Коломойский об этом, конечно, знает, и все последние месяцы зарабатывает очки и усиливает свое влияние. Эксперты уже заговорили о новом мощном центре притяжения в стране, альтернативном Киеву, где могут зреть и зарождаться будущие революции на Майдане.

"Не претендую ни на место премьер-министра, ни на президента, у меня ни с кем нет конфликтов, ни с Яценюком, ни с Порошенко, и никакого противостояния нет", — убеждает Коломойский.

Факты, правда, говорят об обратном. Открытого противостояния, и правда, нет. Но в своих высказываниях о Петре Порошенко Коломойский крайне сдержан, если не холоден, запросто может с ним не соглашаться или действовать наперекор. Когда президент, к примеру, призвал к мирному урегулированию конфликта на Донбассе, глава Днепропетровска заявил, что будет воевать до победы. Конечно, силами своей частной армии, которая Киеву не подчиняется.

"Я не исключаю, что уже в ближайшее время между Порошенко и Коломойским начнется реальная война, и некоторые заявления боевиков, вот этих самых отрядов солдат, намекают на то, что вот, сейчас разберемся в Донбассе и пойдем разбираться в Киев с нынешней властью", — рассказывает Владимир Корнилов.

Отряды Коломойского хорошо вооружены, преданы своему хозяину, а точнее, его деньгам. Именно благодаря своей личной гвардии олигарх смог быстро захватить власть в Днепропетровске, подавить зарождавшееся протестное движение — и в своем родном городе, и в Одессе, и в Харькове. Теперь гвардейцы ждут своего часа, на фронте они явно осторожничают и под пули не подставляются.

"Батальоны "Днепр-1" и "Днепр-2" никто на передовую не кидает. Максимум, чем они занимаются, — зачистками. Он свою гвардию бережет для какого-то определенного момента. Я думаю, он нацелился взять под контроль все, что останется от Украины в случае неудачи на Юго-Востоке", — считает Алексей Кочетков, политолог, президент фонда развития институтов гражданского общества "Народная дипломатия".

На случай провала на востоке или нажима со стороны киевских властей, говорят эксперты, у Коломойского припасена своего рода подушка безопасности. Это его "Приват-банк", крупнейший в стране. По всей Украине ходит порядка 30 миллионов пластиковых карт "Привата", а это и стипендии, и пенсии, и зарплаты бюджетникам. Малейший сбой в этой системе может вызвать волнения в обществе. На Украине идет не только гражданская война, продолжается битва олигархических кланов, в которой жизнь и благополучие обычных людей становятся разменной монетой. В одном углу ринга миллиардеры Левочкин и Фирташ, в другом — Коломойский. Ведет в спарринге пока что последний и своего торжества по этому поводу не скрывает: "Сегодня я положительный герой. Правильно, не будете с этим спорить. А Левочкин с Фирташем – отрицательные герои. Вот когда отрицательные герои про положительного говорят плохо, минус на минус дают еще больший плюс".

Плохо о Коломойском говорят на подконтрольном Фирташу и Левочкину канале "Интер". Не так давно в эфир вышли разоблачительные фильмы, посвященные днепропетровскому губернатору, под названием "Хамелеон" и "Хамелеон-2".

Добычу хамелеон уж точно не упустит, он будет вести охоту, пока ему не помешают другие хищники. Аналитики убеждены: сейчас на политической арене Украины нет ни одной самостоятельной фигуры, и Коломойский — не исключение. Он — лишь один из проектов.

"Это работа американских спецслужб, а Коломойский в данном случае – наиболее подходящий персонаж на эту роль. Он харизматичный, активный, он сообразительный, абсолютно беспринципный, тот мерзавец, который необходим в данной ситуации", — говорит Алексей Кочетков.

Политологи убеждены, что и Порошенко с Яценюком — точно такие же проекты, но стоят за ними другие силы. Если их поддерживают американские демократы во главе с президентом Обамой, то на Коломойского делают ставку республиканцы. Предполагается, что так же, как в самих США во главе государства одна партия сменяет другую, на Украине один проект будет замещаться другим.