Игра в ассоциации: что ждет экономики Украины, Грузии и Молдавии?


фото EPA

На саммите ЕC, который проходит в Брюсселе, вновь обвиняют Россию в разжигании конфликта на Украине. Главы стран ЕС дали Москве три дня на деэскалацию ситуации на юго-востоке. При этом позиция России на саммите вообще никак представлена не была. Зато европейские лидеры выслушали Петра Порошенко.

На саммите Евросоюза, который проходит в Брюсселе, вновь обвиняют Россию в разжигании конфликта на Украине. Главы стран ЕС дали Москве три дня на деэскалацию ситуации на юго-востоке. При этом позиция России на саммите вообще никак представлена не была. Зато европейские лидеры выслушали Петра Порошенко. Украинский президент прибыл в Брюссель, чтобы подписать экономическую часть договора об ассоциации с Евросоюзом. Аналогичные соглашения заключили Молдавия и Грузия. Впрочем, в европейском руководстве рады этому далеко не все.

Компания, какую Евросоюз ассоциировал сегодня оптом, в Брюсселе собралась достойная. Молдавия, часть граждан которой протестует у здания Еврокомиссии. Прогнозируемые потери от кооперации с ЕС — 20 процентов ВВП. Грузия — конец первой сотни в мировом рейтинге стран по уровню жизни населения. И, наконец, Украина, что идет в Европу с миллионом потенциальных гастарбайтеров, гражданской войной и рукой, протянутой за очередным кредитом. Сегодня, правда, она не пуста. В ней шариковая ручка.

"Я подпишу договор об ассоциации ручкой, на которой написано "Соглашение об ассоциации ЕС-Украина. Вильнюс. 29 ноября". Это не случилось тогда, но ручка та же. Это демонстрация того, что ход истории неизбежен", — заявил Петр Порошенко.

Журналисты в недоумении: при каких обстоятельствах Порошенко обзавелся таким сувениром, если в ноябре ассоциацию мог подписывать только Виктор Янукович. И в то время к президентским канцелярским принадлежностям Петр Алексеевич точно допущен не был. Оказывается, перо припрятала президент Литвы.

"Дорогие главы государств, гости, какой великий день! – обратился Порошенко к собравшимся. — Возможно, самый важный день для моей страны после Дня независимости. Момент, с одной стороны, исторический, а с другой — важный для нашего будущего. Он наглядно показывает, как драматически могут измениться события, если воля людей достаточно сильна для этого!"

Успел украинский президент "потрафить" и тем, кто президентом его сделал. Крымчанам Порошенко сообщил, что и они, оказывается, в компании с Молдавией и Грузией.

"Украине потребовалось долгих 7 лет, чтобы пройти этот тернистый путь к политической ассоциации и экономической интеграции с Европейским Союзом. На этой дороге нас ждали взлеты и падения, но сегодня мы, наконец, здесь! Вся Украина, включая Крым, с сегодняшнего дня член договора ассоциации с ЕС", — заявил Порошенко.

За полгода паста в ручке не высохла. Подпись под соглашением об ассоциации поставлена. Волнение улеглось, пришла эйфория.

"Я считаю, что Украина претендует на то, чтобы получить европейскую перспективу . И, скорее всего, мы услышим совместное заявление ЕС, где они признают наше право просить эту перспективу. Это впервые за все время. Думаю, неплохой компромисс", — выразил надежду Порошенко.

Европейцы понятно смущены таким напором. Ассоциация не для того придумана, чтобы набивать Евросоюз странами с нерешенными территориальными спорами. И с палестинцами подобное соглашение есть, но между ним и членством в ЕС никто знак равенства в этом случае не ставит.

"Давайте не будем питать иллюзий, — говорит председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. — Предстоит проделать много работы. Основная задача договора об ассоциации страны-партнера с ЕС – это, прежде всего, помощь в осуществление реформ, и для этого нужна сильная политическая воля".

Экономическая часть соглашения об ассоциации не к вступлению в ЕС ведет, а к открытию рынков. Де-юре – взаимному: Евросоюза и Украины. По факту — это европейским товарам включается зеленый свет. Украинским еще надо дотянуться до санитарных и технологических норм Европы. Ладно бы сало — ни один продукт украинского машиностроения евростандартам не соответствует. Вообще, мало какому производителю из Украины судьба быть "в шоколаде".

Но жертвовать — так всем. Порошенко и еще один свой бизнес — автоконцерн "Богдан" — готов похоронить ради Европы. Ей украинские автобусы точно не нужны, а России, которая закупала половину всех машин, с чего вдруг теперь поддерживать украинского производителя? Продукцию сельского хозяйства европейский потребитель вряд ли ждет. Да и не пустят пока — ведь украинское мясо европейским нормам не соответствует. А без таможенных барьеров как раз европейская говядина на Украине выиграет конкурентную борьбу. То же самое и с банками: теперь Киев не пустить к себе швейцарских гигантов не сможет, и что будет с родными?

Мечта Майдана — безвизовые путешествия в ЕС — мечтой так могут и остаться. Туманные формулировки от европейских чиновников: надо двигаться в этом направлении — никакая не гарантия. Да и согласится ли Европа с ее безработицей, чтобы 700 тысяч украинских нелегалов , что сейчас на заработках в России, хлынули сквозь открытые границы в Испанию или Португалию? Плюс потери от оборванных экономических связей с Россией. Минимум 30 миллиардов долларов в год. Никакие кредиты не спасут.

Да и объятья для мировых аутсайдеров открыли, не чтобы накормить, а самим накормиться: какие огромные рынки для евронеликвида! Теперь и щелкать зубами в сторону России недосуг — с такой то радости! Третий пакет санкций на саммите решили не принимать: "Европейский совет напоминает, что Еврокомиссия, европейская внешнеполитическая служба и государства-члены ЕС провели подготовительную работу по возможным целенаправленным мерам (в отношении России) в соответствии с поручением Европейского совета от 21 марта для того, чтобы можно было предпринять дальнейшие шаги в случае, если этого потребуют события на востоке Украины".

Европейских лидеров в излишней самостоятельности заподозрить сложно. Пас, очевидно, из-за океана. Если не от политиков, то бизнесменов – точно.

"В условиях эскалации глобальной напряженности некоторые американские политики рассматривают применение санкций как нанесение ущерба интересам Америки. Мы обеспокоены действиями, которые могут ударить по американским производителям и стоить американцам рабочих мест", — заявил Джей Тиммонс, президент Национальной ассоциации промышленников.

Заявления, сделанные промышленниками США, — посыл Обаме. Звучит как ультиматум: не откажемся от санкций — они станут приговором не для одной американской компании.

"Единственный результат таких санкций будет состоять в том, что компании США окажутся отрезанными от иностранных рынков и откажутся от возможностей ведения бизнеса в пользу компаний из других стран", — считает Томас Донохью, президент Торговой палаты США.

Хотя тем, кому не до политики, бизнес делать надо, и без Америки понятна бессмысленность экономического давления на Россию. Лишь десятая часть предпринимателей Германии, работающих в России, считают его правильным, а 44 процента уверены: санкции — что гол в свои европейские ворота.