В Белом доме намерены воевать с боевиками на территории Сирии без согласия и разрешения властей страны. А в помощники себе американцы решили выбрать точно таких же исламистов-фанатиков только из другой группировки — "Джебхат ан-Нусра".

В Белом доме намерены воевать с боевиками на территории Сирии без согласия и разрешения властей страны. А в помощники себе американцы решили выбрать точно таких же исламистов-фанатиков только из другой группировки — "Джебхат ан-Нусра". Как у американцев получается одновременно финансировать банды экстремистов и воевать с ними?

Если бы Обама читал Гоголя, то его речь могла бы начаться словами "я тебя породил, я тебя и убью". Заботливо выращенную американскими советниками на деньги монархий Персидского залива террористическую организацию, теперь решили уничтожать. Маленькая победоносная война сейчас Обаме было бы кстати: рейтинг — ниже некуда. "Мы намерены нанести удары с воздуха по позициям террористов, — говорит американский президент, — мы направим наши усилия при поддержке правительства Ирака на защиту наших граждан и гуманитарных миссий. Мы выследим каждого террориста, который угрожает нашей стране, где бы он ни находился. Удары по боевикам будут нанесены в Сирии и в Ираке. Мой главный принцип — любой, кто угрожает Америке, не уйдет от ответа".

По традиции очередному итогу войны с терроризмом предшествовала агитационная кампания. Перед бомбежками Ирака в 2003 Колин Пауэлл показывал членам совбеза ООН пробирку с якобы химическим оружием. Теперь, накануне похода против "Исламского государства" телеканал CNN показал компьютер, принадлежавший бывшему студенту-химику из Туниса, который примкнул к ИГИЛ. Устройство уже прозвали ноутбуком Судного дня. На диске обнаружились сведения о биологическом оружии. После такого у телезрителя вечернего прайм-тайма, да еще и накануне годовщины теракта 11 сентября, не должно было остаться сомнений — прав президент, надо бомбить. Но бомбежки — это еще не все. "Мы предоставляли военную помощь сирийской оппозиции. Сегодня я еще раз призываю Конгресс обеспечить дополнительные полномочия и ресурсы для тренировок и снабжения этих бойцов. В борьбе с ИГИЛ мы не можем полагаться на режим Асада, который терроризирует своих собственных граждан и никогда не станет легитимным. Мы делаем ставку на оппозицию, при нашей поддержке, они выступят противовесом экстремистам", — говорит Обама.

Вооружать сирийскую оппозицию, чтобы она воевала против радикальных исламистов, это все равно что тушить бензином пожар. Потому что по сути вся светская вооруженная оппозиция в Сирии давно перестала существовать. Против боевиков "Исламского государства" воюют только боевики "Джибхат Ан Нусра". Это террористический клон ИГИЛ. Точно такие же предельно, или скорее — беспредельно жестокие, фанатичные боевики. Только "Джибхат Ан нусра" финансируют из Саудовской Аравии, а "Исламское государство" из Катара. Этого в Госдепе не могут не знать и не понимать. Но все равно рискуют, выращивая нового монстра, чтобы победить старого.

Стоит вспомнить, откуда вообще взялась такая организация как ИГИЛ. А появилась она в Ираке. Ее лидер, шейх Абу-бакр аль-Багдади, с 2003 года воевал против американцев, попал к ним в плен, вышел из специального лагеря и возглавил местную ячейку "Аль-Каиды". Под его руководством она быстро обрела силу. Накаченная катарскими деньгами, при помощи катарской разведки, она была перебазирована в Сирию, где стала ударной силой антиасадовской оппозиции. Ее отряды удачно противодействовали правительственной армии. Город Ракка на северо-востоке страны стал столицей подконтрольных ИГИЛ территорий.

Как там устроена жизнь, можно судить по кадрам репортажа, снятого агентством Wise News. Патруль шариатской полиции ездит по городу. Следит, соблюдают ли люди пост, вовремя ли идут на молитву.
Патрульный подзывает человека и говорит — у твоей жены паранджа не из того материала. И вообще, пусть одевается скромнее. На улице выставлено распятое тело: человека обвинили в убийстве и казнили. Возле ограды разложены тела военных сирийской армии, попавших в плен. Их головы тут же — на ограде. Мальчик 12 лет рассказывает, что тоже хочет, когда вырастет, стать моджахедом, чтобы убивать неверных. Бывший армянский культурный центр. Теперь центр изучения ислама и кружок пения. Тут разучивают песни про будущий джихад против всего мира. В общем, жизнь в городе Ракка насыщена и разнообразна. Именно это Госдеп называл победой демократии. Именно к таким демократам ездил сенатор Джон Маккейн в гости. Именно это оголтелое зверье Белый дом вооружал, чтобы они свергли президента Башара Асада. И все американцев устраивало, пока ИГИЛ не решило, что ему не нужны ни американцы. ни катарцы.

В январе группировка захватила провинцию Анбар в Ираке. В июне второй по величине город страны Мосул. На сегодня под ее контролем восемь провинций страны из 18. А вскоре она объявила войну Америке, пообещала утопить Америку в крови. В подтверждение боевики ИГИЛ зверски казнили двух попавших к ним в плен американских журналистов.

Это самая богатая террористическая организация в мире. Она в день получает два миллиона долларов от нелегальной торговли нефтью. И хотя именно в Ираке эта группировка угрожает захватить власть, США намерены бомбить ее позиции в Сирии. Причем без разрешения сирийских властей. Что наводит на некоторые мысли.

Наземную операцию США не планируют. Однако в Ирак отправляют 475 американских военных советников. Они будут консультировать иракскую армию и курдские военизированные формирования пешмерга, которые противостоят исламистам на севере страны, в по сути уже полунезависимом Курдистане. Очевидно, что при такой конфигурации разгромить исламистов полностью не получится. Максимум — ограничить их зону влияния. Но вполне вероятно, что такой задачи в объявленной сегодня Обамой войне и не ставится.

В этом смысле стоит обратить внимание на один доклад, опубликованный десять дней назад американским политологом Джорджем Фридманом. Он является бессменным главной американской частной разведывательно-аналитической кампании. Ее иногда называют теневым ЦРУ и карманной разведкой крупных корпораций. Так вот на официальном сайте Статфор в статье "Украина, Ирак и стратегия в Черноморском регионе" глава компании заявляет, что администрация США заинтересована в контроле над Ираком и не меньше в том, чтобы состоялась прозападная Украина. И эти две вроде бы далеко расположенных страны соединяет Черноморский регион. "Ситуация такова, что существует два различных и не связанных между собой театра военных действий, а американская сила ограничена. Ситуация, казалось бы, исключает убедительные гарантии контроля. Однако стратегическая концепция США должна отойти от представления об этих театрах как о различных, их стоит рассматривать в качестве единого театра — Черноморского. При взгляде на карту можно отметить, что Черное море является географически связующим принципом этих областей. Черное море выступает южной границей Украины с европейской частью России и Кавказом, на котором сходятся силы русских, джихадистов и иранцев. Северная Сирия и Ирак находятся менее чем в 650 километрах от Чёрного моря", — говорится в документе.

Политика США должна, по мнению Фридмана, опираться на две страны — Турцию и Румынию. Там есть военные базы, порты на Черном море. Причем речь не идет о скорой победе над исламистами. И не о том, что нужно немедленно прекратить конфликт на юго-востоке. Речь идет о контроле над регионом от Балкан до Афганистана. А в этом смысле недобитые боевики ИГИЛ угрожающие Багдаду. Дамаску, Москве и Центральной Азии — вполне себе инструмент.

Решение США бомбить позиции террористов критикуют многие. Глава фракции "левых" в немецком бундестаге Грегор Гизи обвинил США в нарушении норм международного права. Он заявил: "Это давно известная позиция США, когда они играют роль мирового жандарма, отрицая нормы международного права. Этими вопросами занимается Совет Безопасности ООН. Почему его не созвали? Почему он не принимает резолюций?".

Мгновенная реакция официального Дамаска — Любая военная акция со стороны США на территории Сирии, проведенная без разрешения правительства ближневосточной страны будет рассматриваться как агрессия.

Впрочем, Вашингтон критика не беспокоит вообще. Тем более, что решение уже принято. Но вполне возможно, что за американские действия отвечать будут их европейские союзники. В рядах ИГИЛ воюет более полутора тысяч граждан европейских стран. И до США добраться им будет трудно, чтобы как они обещали утопить Америку в крови. А до Европы рукой подать. Впрочем, европейцы уже привыкли, что за американскую политику отвечать приходится им. Не впервой.