Тарас Шевченко: поэт, объединивший Россию с Украиной

Во многих городах, как на Украине, так и в России сегодня отмечают 200-летие Тараса Шевченко. В обеих странах поэта любят и читают. Его стихи главным образом написаны на украинском языке, а проза – в основном на русском. Торжества прошли и в Санкт-Петербурге, где Шевченко жил многие годы.

Во многих городах, как на Украине, так и в России сегодня отмечают 200-летие Тараса Шевченко. В обеих странах поэта любят и читают. Его стихи главным образом написаны на украинском языке, а проза — в основном на русском. Торжества прошли и в Санкт-Петербурге, где Шевченко жил многие годы, учился в академии художеств и где впервые увидели свет почти все его произведения, изданные при жизни.

Конечно, есть прекрасные переводы поэзии Тараса Шевченко на русский язык, но читать и слушать его надо на украинском языке, говорит народный артист России Сергей Новожилов. Он добавляет: "Большой портрет Шевченко у нас висел на стене с моего рождения и до оккупации. Для меня, когда я переехал сюда около пятидесяти лет назад, было очень важно сохранить свою украинскую речь и любовь к поэзии Шевченко".

Не все вспомнят, что Шевченко также был и художником, одним из лучших учеников Карла Брюллова, школа которого отлично просматривается в картине "Фавн Марсий". Это одно из немногих произведений Шевченко в масле, сохранившееся до наших дней и, может, единственное на территории России.

Документ в Историческом архиве гласит: "Отпустил вечно на волю крепостного человека — Тараса, Григорьева сына Шевченко, доставшегося мне по наследству после покойного родителя моего.

Сегодня не верится, что великий поэт был крепостным, крещеной собственностью. Уникальный документ, отпускная Шевченко, подписанная хозяином, полковником Энгельгардом 22 апреля 1838 года хранится в Государственном историческом архиве.

Главный специалист Российского государственного исторического архива, кандидат исторических наук Юрий Манойленко поясняет: "Уникальность этого документа в том, что Тарас Григорьевич держал его в руках. И держа эту отпускную, он плакал и повторял: "Воля! Воля!". Впервые за 24 года своей жизни он почувствовал себя свободным".

Случилось это в Петербурге. Именно в столице империи Тарас Шевченко провел свои лучшие годы. Написал лучшие произведения — "Кобзарь" и "Гайдамаки" — весьма благосклонно, иногда неоднозначно принятые российской критикой и имевшие ошеломляющий успех на Украине.

Летний сад. То, что произошло здесь, поэт запомнил на всю жизнь. 22-летний крепостной срисовывал скульптуры. Сейчас их не видно, на зиму зачехляют, когда через плечо ему заглянул художник Иван Сошенко. Позже будут каламбурить: не будь Сошенко, не было бы Шевченко. Он разглядел талант, познакомил его с такими людьми как Григорович, Венецианов, Брюллов, Жуковский. Они решили выкупить его и подарить свободу талантливому юноше. Впрочем, хозяин, желавший иметь собственного художника, противился, а потом загнул огромную цену.

Портрет Жуковского Карл Брюллов написал специально для лотереи, чтобы собрать две с половиной тысячи рублей. Кстати, будущий император, а тогда цесаревич Александр пожертвовал на это триста целковых. Императрица Александра Федоровна — четыреста. Юношу зачисляют в академию художеств, начинается блистательная карьера не столь художника, сколь поэта. Парадокс: говорил, писал дневник, прозу на русском. А стихи шли как будто из другой части души.
Мария Степина, научный сотрудник Института Русской литературы Российской академии наук объясняет творчество писателя: "Шевченко — поэт, чей поэтический мир в основном сконцентрирован на мысли боли и страдания от того, что человеку не дана воля. Его выкупили, но он понимал, что выступил в качестве товара. Получается, что он участвует в цепочке купли-продажи людей, судеб, талантов, чьей-то бессмертной души".

Дегтя много: больше, чем самой поэзии. И еще одна мысль: "русский и малоросс — это души близнецов. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно". Так Гоголь говорил про творчество Тараса Шевченко.

Юрий Манойленко, главный специалист Российского государственного исторического архива, кандидат исторических наук размышляет: "Возможно, он считал, что Украина порабощена, что необходимо ее освободить, но история так интересно устроена, что люди пытаются совершить одно, а, в итоге, получается совершенно противоположное. И, может быть, желая освобождения своей родины, какого-то отстранения от России, Тарас Григорьевич стал как раз тем связующим звеном, которое одно из тех основ, которые связывает наши народы, наши страны. Как Николай Васильевич Гоголь.

Это уже документы, в которых цензура запрещает печатать произведения Шевченко. Деготь разглядели, когда поэт стал участником киевского Кирилло-Мефодиевского общества. Идеи, вроде, панславистские, но места монарху там не было. Зато были злые слова об императрице: в поэме "Сон" автор прошелся над физическими недостатками Александры Федоровны — нервным тиком, который появился после восстания декабристов.

Илона Малкаева, хранитель мемориальной мастерской Шевченко Российской академии художеств комментирует: "Император смеялся, когда услышал гадости про себя, но посуровел, когда прочитал такие изречения про императрицу. И за это Шевченко получил максимально суровое наказание".

Его забрили в солдаты и отправили в ссылку в Оренбургскую губернию. Глушь, запрет писать и рисовать. Спустя десять лет Шевченко вернулся в Петербург. Академия художеств с высочайшего позволения предоставила ему жилье и мастерскую. В ней, на следующий день после сорок седьмого дня рождения, Шевченко и умер. Сначала похоронили в Петербурге, но в стихотворении "Заповiт" – "Завещание" он просил похоронить на Украине. Последнюю волю исполнили спустя два месяца.

Сергей Новожилов, народный артист России: "Во все времена творчество таких поэтов как Шевченко будет вызывать противоречивые оценки, хотим мы этого или нет. Мы назвали Пушкина: "Наше все". Так и для украинцев. А раз для украинцев тоже их все, он и для всего мира имеет значение".

Один из самых интернациональных поэтов, которым по праву гордится Украина. Впрочем, страдания и чаяния простого народа понятны независимо от стран, границ и национальностей. Памятник на Петроградской стороне Петербурга — один из тысячи, установленных по всему миру.