Возможен ли крах "европейской мечты": прогнозы экспертов

Решения последнего саммита ЕС предполагают превращение Евросоюза в финансовый союз. Между тем, Греции в марте снова грозит дефолт. Поможет ли новая финансовая архитектура Европы преодолеть долговые кризисы, и какими могут быть последствия европейских коллизий для России, выясняли Вести.Ru.

Решения последнего саммита ЕС предполагают превращение Евросоюза в финансовый союз. Между тем, Греции в марте снова грозит дефолт. Поможет ли новая финансовая архитектура Европы преодолеть долговые кризисы, и какими могут быть последствия европейских коллизий для России, выясняли Вести.Ru.

Новый финансовый союз и старые угрозы

В марте страны еврозоны подпишут договор о повышении финансовой дисциплины, которым, в частности, предусмотрены санкции в отношении государств, нарушающих установленные Евросоюзом бюджетные ограничения. Так, предельный структурный дефицит бюджета не должен превышать 0,5% номинального ВВП (против сегодняшних 3%) или 1% при госдолге, меньшем 60% ВВП. Также на саммите ЕС в понедельник было условлено, что европейский механизм стабильности с фондом в 500 миллиардов евро начнет действовать уже в июле 2012-го, а не в 2013 году. Как отметил президент ЕЦБ Марио Драги, "это первый шаг на пути финансового союза", который, безусловно, укрепит доверие к зоне евро.

Между тем, март также грозит дефолтом Греции, в случае провала продолжающихся переговоров о списании долгов этой страны частным инвесторам. А это способно обрушить конструкцию создаваемого финансового союза. Так, удастся ли, в итоге, предотвратить разрушение еврозоны и выход из нее Греции в текущем году?

Отвечая на этот вопрос Вестей.Ru в ходе видеомоста "Москва - Брюссель", прошедшего в агентстве РИА "Новости", заместитель директора экономического исследовательского центра BRUEGEL Гунтрам Вольф заметил, что не исключает выхода Греции из зоны евро, но его вероятность достаточно низка – 5-10%. Для Греции расставание с еврозоной чревато "полным хаосом", вследствие волны банкротств малых и средних предприятий и резкого (на 30-50%) роста инфляции. А потому следует решить вопрос о списании 100 миллиардной доли греческого долга и продолжить переговоры по дальнейшему его сокращению – для обеспечения экономического роста.

"Если мы возьмем на вооружение политику ускоренного роста, то выйдем из этого кризиса более сильными",- сформулировал Вольф.

"Извлечение" Греции из еврозоны?

Уход Греции означал бы распад еврозоны и крах "европейской мечты", заявил директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, профессор Руслан Гринберг, оценив вероятность такого сценария в 1%. Как он напомнил, при введении единой валюты финансовая политика стран еврозоны осталась суверенной, теперь же продвижение в сторону финансового правительства неизбежно.

Что касается Греции, то сейчас идет торг: ЕС требует от Афин затянуть пояса в обмен на обещанное предоставление очередного транша помощи в 130 миллиардов евро, а греки говорят, мол, "вы сначала дайте нам деньги и тогда мы затянем пояса". Но в результате договоренность по греческой проблеме в ближайшее время будет достигнута, уверен Гринберг.

Греческий долговой кризис также осложняется тем, что планы по уменьшению госрасходов порождают сильные протестные настроения внутри страны, уточнил Миронов. Кроме того, в нынешних условиях улучшить экономическую ситуацию в Греции помогла бы девальвация.

Однако, девальвировать "общий" евро в отдельно взятой стране невозможно. Выходом могло бы стать аккуратное извлечение Грецию из еврозоны, при обеспеченном в перспективе, в результате перехода на драхмы, снижении внутренних издержек и стимулировании экспорта. Вероятность такого развития событий составляет, примерно, 25%, более реалистичным сегодня выглядит сценарий активизации финансовой интеграции в зоне евро при усилении финансового регулирования, пояснил Миронов Вестям.Ru.

Однако, как, в условиях намеченного сокращения бюджетных дефицитов и расходов, добиться заявленного ускорения экономического роста?

Принятых мер недостаточно

По оценке Вольфа, принятых мер по стимулированию экономического развития ЕС пока недостаточно. В этой связи, необходимо сделать дополнительный акцент на развитии инноваций, создании новых рабочих мест, в том числе для молодых людей, совершенствовании образования. Задаче проведения структурных реформ по модернизации европейских экономик и повышению их конкурентоспособности для обеспечения экономического роста также было уделено большое внимание на последнем саммите ЕС.

"Для стимулирования экономического развития государства должны тратить больше, что, в свою очередь, приводит к увеличению госдолга. Но не тратить нельзя, поскольку иначе не удастся возбудить рост. А потому приходится балансировать. Необходимо сокращать неэффективные "дурацкие" расходы и смело тратить государственные деньги на то, что поможет запустить частный сектор", - ответил Вестям.Ru Гринберг.

Определенные резервы для того, чтобы поддержать новую европейскую финансовую архитектуру соответствующим ростом, имеются, считает Миронов. По его мнению, в дальнейшем стимулирующую роль могло бы сыграть введение налога на финансовые потоки. Также снижению объемов госдолга и активизации бизнеса могла бы поспособствовать продажа активов, сконцентрированных за последнее время государством.

Дополнительное воздействие окажет и увеличение бюджетных вливаний, в связи с предстоящими в ряде европейских стран, в том числе Франции и Германии, выборами. По завершению немецкой избирательной кампании, очевидно, и следует ожидать кардинального реформирования экономики Европы. Европейцы, продолжил Миронов, должны добиться существенных подвижек в инновационной сфере и повысить производительность труда. В противном случае, их страны рискуют, в дальнейшем, сдать "зоной отдыха" для туристов из Азии, США и России. То есть, фактически, окажутся в роли сегодняшней Греции.

Последствия для России

Для российского государства Европа остается одним из ключевых экономических партнеров. К тому же, около половины международных резервов ЦБ РФ хранится в евро, напомнил Гринберг. Впрочем, в рецессию европейской экономики он сегодня не верит. И указывает на то, что и мировой экономике в этом году прогнозируется, пусть и меньший (в 2,5%), но рост. А в России, как ожидается, он снизится до 3,2% ВВП с 4,3% в 2011 году.

Обострившиеся европейские проблемы, несомненно, послужат одним из факторов, повлиявшим на снижение экономического роста в России. Тогда как для нормального развития отечественной экономики, подразумевающего, в том числе, активную реализацию инфраструктурных проектов, необходим рост в 5-6%, резюмировал замдиректора института "Центр развития".