Совет Федерации предложил призывникам самим являться за повестками

Совет Федерации совместно с Министерством обороны готовит пакет законопроектов, меняющих процедуру призыва в армию, а также статус призывника. По мнению разработчиков, новые нормы должны не только ударить по "уклонистам", но и защитить права тех, кто честно служит Родине.

Совет Федерации совместно с Министерством обороны готовит пакет законопроектов, меняющих процедуру призыва в армию, а также статус призывника. По мнению разработчиков, новые нормы должны не только ударить по "уклонистам", но и защитить права тех, кто честно служит Родине. В тонкостях армейского призыва разбирались "Вести FM".

1 апреля стартует весенний призыв в армию. Совет Федерации решил помочь военкоматам выполнить план по нему. В частности, юношам призывного возраста предлагается явиться в военкомат в двухнедельный срок после опубликования указа. В случае отказа, гражданин будет нести уголовную ответственность по статье "Уклонение от прохождения военной и альтернативной службы".

Призывники, не желающие служить, накопили целый арсенал методов, чтобы избежать вручения повестки: не живут по месту регистрации, скрывают свое местонахождение, не открывают двери представителям военкоматов и милиции. По данным Генштаба, таким образом "косят" от армии более 200 тысяч граждан призывного возраста. А в 90-е годы их было в 10 раз меньше.

Негативный образ армии, созданный за долгие годы, сделал свое дело, замечает ответственный редактор "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин.

"Властные структуры у нас в растерянности перед проблемой призывных ресурсов. Призывники есть, демографическая яма глубокая, но люди не хотят идти служить: многолетняя критика вооруженных сил и порядка там, раздувание проблемы дедовщины (хотя она существует и об этом надо говорить), — но все это привело к тому, что люди боятся армии", — считает специалист.

Московские власти с прошлого года радикально борются с уклонистами: по распоряжению мэра Собянина разыскивать их можно весь год, а не только в период осенней и весенней призывных кампаний. С другой стороны, по статистике, из всех уклонистов только 10% пригодны для несения службы в армии, остальные не проходят по состоянию здоровья, но боятся об этом говорить, опасаясь, что их призовут насильно, замечает директор правозащитного центра "Гражданин, армия, право" Сергей Кривенко.

"На сегодня от трети до 40% молодых людей не годны к службе по состоянию здоровья. Задача военкоматов — правильно провести медицинское освидетельствование и поставить категорию годности, что, по сути, не делается", — констатирует эксперт.

Альтернативой уклонистам могли бы стать контрактники, полагает Виктор Литовкин.

"Армии надо увеличивать число контрактников. Их должно быть 475 тысяч к 2017 году. Каждый год добавляется по 50 тысяч. Надо создавать резерв на базе ДОСААФ, военкоматов, надо рекламировать службу в армии на хороших примерах, они у нас есть", — говорит редактор "Независимого военного обозрения".

Помимо обязанностей законодатели намерены закрепить права призывника, в частности, на трудоустройство, сохранение за ним рабочего места. Хорошо бы еще предоставлять льготы по квартплате семье срочника, а ему самому – возможность совмещения службы с профессиональной деятельностью, предлагает военный обозреватель газеты "Комсомольская правда" Виктор Баранец.

"Есть парни, которые влюблены в автомобильное дело, почему бы ему за год службы еще не выдать какое-то удостоверение, которое могло бы стать ступенькой для гражданской жизни", — замечает Баранец.

Между тем условия армейской службы в последние годы изменились в лучшую сторону: солдат-срочник может звонить домой по мобильному телефону, а раз в неделю отправиться в увольнение. В столовой питание по принципу "шведского" стола, хозяйственные работы: уборка территории, чистка картошки, мытье туалетов ушли в прошлое. После обеда — тихий час. Да и после армии — преимущества отслужившего очевидны. Льготное поступление в вузы, получение гражданской специальности в ходе службы, некоторые престижные госструктуры берут на работу только тех, кто прошел армию.