В казахстанской степи успешно приземлилась спускаемая капсула российского корабля "Союз" с космонавтами, завершившими свою миссию на МКС. Для старого "Союза" эта посадка стала последней — в следующий раз в космос отправится корабль уже не с аналоговыми, а цифровыми системами управления. А у космонавтов остались позади почти полгода напряжённой и полной приключений работы в невесомости.
Со стороны кажется, что спускаемый аппарат на парашюте плавно приближается к земле. На самом деле — со скоростью 30 метров в секунду. Приземление по касательной, а потому довольно мягкое. Центр управления полетом констатирует: "15:45 по Москве. Посадка есть!".
В казахстанской степи в это время работа только начинается. Поисковики и спасатели вскрывают люк покрытой копотью капсулы. В плотных слоях атмосферы ей в прямом смысле пришлось гореть. Внутри — Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и американец Дэниэл Бёрбэнк. Земное притяжение после невесомости — огромное испытание. Но они улыбаются и даже шутят.
"Такое впечатление, что мы никуда и не улетали, — говорит космонавт Антон Шкаплеров. — Все пролетело, как один день!"
На самом деле прошло 168 суток. За это время они несколько раз выходили в космос, дважды проголосовали — сначала за депутатов Госдумы, а потом — и за президента, спасали станцию от обломков китайского метеоспутника и провели 37 научных экспериментов. В том числе вырастили на орбите целое поколение мух-дрозофил.
Но исторической предстояло стать именно посадке. В последний раз нужно было посадить старый "Союз". Еще с аналоговыми, а не цифровыми, как сейчас, системами управления.
После инструктажа — завтрак, на дорожку, основательный. Мастер-класс от профессионалов. Пируэты в невесомости — по часовой и против часовой стрелке. Ну, и совместное фото экипажей 29-й и 30-й экспедиций. Остающиеся — вверх ногами. Улетающие — сидя на ящиках с грузом, который ждут на земле.
Отстыковку производили вместе. И ЦУП, и оставшиеся на орбите Олег Кононеко, голландец Андрэ Кейперс и американец Дональд Петит. Все прошло штатно. А это и есть высший пилотаж. Уже после приземления вопрос: "Каким будет "Союз" будущего? На чем будем летать лет через 20-25?"
"Мы проектируем сегодня перспективную транспортную систему — универсальную, способную летать не только с первой, но и со второй космической скоростью", — рассказывает глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
То есть в планах — полеты не только на орбиту, но и на другие планеты. Пока же на нынешнюю МКС отправится следующая международная команда. Старт — в середине мая.





















































































