В Екатерининский дворец вернулся столик работы Христиана Мэйера. Столик принадлежал Екатерине Великой и когда-то стоял в Агатовых комнатах. Он был продан на аукционе в начале 30-х годов прошлого века. Музей-заповедник приобрел раритет на аукционе в Нью-Йорке за 250 тысяч долларов.

Отслеживание на западных аукционах предметов из царскосельских дворцов в последние годы стало одним из приоритетных направлений работы музейного заповедника. Деньги на приобретение подобных вещей находятся крайне редко, но специалисты стараются не терять из виду шедевры, когда-то находившиеся в императорских покоях.

Убедить потенциальных меценатов часто помогает красивая история о генетической связи интерьера, вещи и коронованного владельца. Так обстояло дело с покупкой мебели на аукционе Sothbey’s в 2009 году, в случае с последним приобретением, на призыв музейщиков откликнулось государство.

"Это именно тот столик, которого касались руки Екатерины Великой, и это нас очень вдохновляет. Потому что нам удалось его вернуть в наши стены", — говорит Ольга Таратынова, директор Государственного музея-заповедника "Царское Село"

Столик в технике Маркетри, декорированный ценными породами дерева, во второй половине 18 века был выполнен по заказу императрицы в знаменитой мастерской Христиана Мейера. Описи дворцового имущества, составленные в 1888 году, и альбомы последнего предреволюционного хранителя Лукомского дают достаточно подробные характеристики этого предмета. На автохроме начала 20 века он присутствует в голубой гостиной Екатерининского дворца.

"Это вещь периода расцвета русского мебельного искусства, это вещь очень качественная", — говорит заместитель директора Государственного музея-заповедник "Царское Село" по научной работе Ираида Ботт.

В 1931 году во время распродаж русских дворцовых предметов, проводимых аукционным домом Рудольфа Лепке, столик Екатерины покинул Царское село. В это время советская Россия расставалась с уникальными коллекциями. В приказном порядке из музейного фонда выводились предметы, впоследствии ставшие изюминками многих европейских и американских собраний.

На аукционе в Нью-Йорке столик был приобретен за 250 тысяч долларов. Через 80 лет после того, как раритет не без помощи государства покинул музей, государство решило профинансировать возвращение предмета в исторические интерьеры. К сожалению, для российских музеев подобная схема работает пока крайне редко.