В последние годы участились случаи, когда преступления против половой неприкосновенности детей совершают педагоги и другие работники детских учреждений. По мнению детского омбудсмена Павла Астахова, тех, кто непосредственно работает с детьми должны обязательно обследовать психиатры.

С начала 2000-х годов значительно увеличилось число детей, ставших жертвами педофилов. За последние 9 лет количество ненасильственных половых преступлений против несовершеннолетних возросло в 6 раз, а численность пострадавших детей превысила 6 тысяч человек.

В пресс-службе уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ, в 2011 году на 63,7 % (по сравнению с 2003 годом) увеличилось число детей, ставших жертвами преступлений сексуального характера (с 4,6 до 7,6 тысяч).

Детский омбудсмен Павел Астахов выразил крайнюю обеспокоенность тем, что участились факты преступлений насильственного и сексуального характера, совершаемых работниками детских учреждений.

Администрация многих образовательных учреждений не располагает информацией о том, были ли судимы преподаватели, которые работают у них. Между тем, опыт работы уполномоченных по правам ребенка показал: в образовательных и иных детских учреждениях с детьми зачастую работают лица, имеющие не только судимость. Среди педагогов встречаются и те, кто страдает тяжелыми неврологическими и психическими расстройствами (включая педофилию), отмечают в пресс-службе омбудсмена.

К работе с детьми допускаются даже те, кто ранее был судим за преступления против половой неприкосновенности малолетних. Не говоря уже о тех, кто считает нормальным применять физическое и психическое насилие к детям. "Действующее законодательство не ограничивает доступ таких лиц в детские учреждения", – подчеркивают в пресс-службе уполномоченного.

По мнению Павла Астахова, в связи с этим необходимо разработать и внести изменения в ряд нормативных правовых актов (закон "Об образовании", федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и другие документы). Таким образом, должны быть введены ограничения на занятие педагогической деятельностью и другой работой с детьми.

В частности, нужно предусмотреть в них медицинские противопоказания для занятия указанными видами деятельности. Ограничения должны распространяться на лиц, имеющих психические заболевания и расстройства поведения, обусловливающие жестокое обращение с несовершеннолетними и насильственные действия в отношении детей.

Павел Астахов уже направил президенту РФ Владимиру Путину соответствующий доклад. В нем омбудсмен указал, что запрет на педагогическую деятельность надо установить, в первую очередь, для лиц, имеющих хронические психические заболевания или стойкие психические отклонения. Сюда относится и педофилия, и иные расстройства сексуального предпочтения, а также невротические расстройства. Впрочем, под запрет должны подпадать и те, кто страдает заразными и эпидемиологически опасными заболеваниями – венерическими, кожными, активными формами туберкулеза так далее. Астахов также предлагает запретить работать с детьми тем, кто страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

"Сегодня необходимо разработать четкий организационно-правовой механизм проверки работодателем (в том числе в образовательных, воспитательных и лечебных учреждениях для несовершеннолетних) достоверности сведений о состоянии здоровья и наличии предусмотренных законодательством ограничений на занятие соответствующей должности", – считает Астахов.

По его словам, если не принять меры, то статья 331 Трудового кодекса, устанавливающая запрет на педагогическую деятельность для лиц, имеющих те или иные заболевания, останется лишь декларацией, абсолютно не защищающей права детей.

Астахов предлагает также законодательно установить осмотр работников, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Их должен обязательно осматривать врач-психиатр. Проверять педагогов следует на предмет наличия или отсутствия у них психического расстройств, связанных с педофилией, эксгибиционизмом, вуайеризмом и садомазохизмом.