В Царском селе для детей открыли рыцарский замок

После 20-летней реставрации в Царском Селе открыли Белую башню, рыцарский замок, построенный 185 лет назад для сыновей императора Николая I. Там они учились рисованию, фехтованию, гимнастике и танцам. Во время Великой Отечественной павильон был полностью разрушен.

После 20-летней реставрации в Царском Селе открыли Белую башню, рыцарский замок, построенный 185 лет назад для сыновей императора Николая I. Там они учились рисованию, фехтованию, гимнастике и танцам. Во время Великой Отечественной павильон был полностью разрушен. Белую башню восстанавливали всего по трем фотографиям из книги Александра Бенуа о Царском Селе, изданной в 1910 году.

Белая башня — один из самых романтических царскосельских архитектурных проектов, к возрождению которого заповедник шел несколько десятилетий. К началу 21 века реставраторам удалось реконструировать объем здания, но преобразить внутреннее пространство башни музейщики смогли только после 300-летнего юбилея резиденции.

Неоготическую революцию в Александровском парке зодчий Адам Менелас начал в 1817 году. За Большим дворцом выросли павильоны Арсенал, Шапель, Ферма. Белая башня имитировала средневековый замок, окруженный рвом и земляным валом. Комплекс предназначался для военно-исторического воспитания детей Николая I. Круговую оборону донжона обеспечили львы мастера Ландини. Стражи башни, созданные скульптором Демут-Малиновским, напоминали об участниках Священного союза. В годы оккупации рыцари стали свидетелями реальных боевых действий. В сентябре 1941 года в башне расположился немецкий наблюдательный пункт. Прицельными выстрелами русские артиллеристы разрушили стратегический объект до уровня первого этажа.

Хотя подлинный Менелас уцелел только на уровне цокольного этажа, башня хранит напоминания о более ранних периодах, когда в резиденции хозяйничала императрица Елизавета Петровна. На месте неоготического комплекса тогда располагался царский зверинец.

Сохранившаяся скудная иконография позволила лишь отчасти воссоздать убранство комнат на шести этажах здания. Так, в рыцарском зале об эпохе Менеласа напоминает веерный потолок, паркет и стрельчатые окна. В объемах Башни директор Ольга Таратынова воплотила давнюю мечту об интерактивном развивающем центре. Творческая мастерская, где дети будут делать гравюры и витражи, танцевальный зал и мультимедийная экспозиция для желающих побывать на рыцарском турнире.

В хорошую погоду с верхней площадки Башни виден купол Исаакиевского собора. В начале 20 века через эту доминанту проходила линия семафорного телеграфа. Открывающая панорама напоминает о том, что современному парку еще далеко до оригинала: своего реставрационного часа ждут Арсенал, Шапель, Китайский театр и Федоровский городок.