Инновации в метро. Реплика Максима Соколова

С 1 июля текущего года Московский метрополитен откажется от продажи одноразовых билетов. Об этом объявил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

С 1 июля текущего года Московский метрополитен откажется от продажи одноразовых билетов. Об этом объявил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Самый дешевый билет — на пять поездок — будет стоить 150 рублей. В качестве альтернативного варианта гражданам предлагается "электронный кошелек", то есть пластиковая карта, предназначенная для многократного использования с возможностью ее пополнения.

Ее можно будет пополнить в терминалах, розничных сетях, а также при помощи SMS. Что, конечно, альтернативой одноразовому билету не является. Электронный кошелек еще надо завести, что стоит денег, надо его пополнить. И зачем все это, допустим, приезжему, который хочет всего-навсего проехать с Белорусского вокзала на Ярославский? Москва, кто не знает, еще и важный транзитный центр, куда люди едут не ради самой столицы, а в целях пересадки. Кто с одного вокзала на другой, кто с вокзала в аэропорт или наоборот. Билет на пять поездок им совершенно без надобности, между тем, 150 рублей — это будет минимум, без которого в метро не войдешь.

Инновация выглядит еще более оригинально, если учесть, что только осенью в метро, наконец-то, были установлены автоматы по продаже билетов на одну-две поездки. Не прошло и трех месяцев, как эти билеты собираются отменить. Так что автоматы придется или переделывать, или выбрасывать. Экономический смысл таких шараханий понятен не всем.

Тут, даже не будучи коммунистом, поневоле впадешь в ностальгию по временам СССР, когда инноваций не было, а бросишь пятачок и идешь в метро. Уж манипуляция с пятикопеечной монетой за одну поездку была доступна каждому — как в финансовом, так и в техническом смысле.

То возражение, что не надо предаваться ветхим воспоминаниям о прошлом, а нужно смело идти вперед и жить, как в Европе, в данном случае бьет мимо цели. Если спросить жителя Парижа, Берлина, Вены, Рима, есть ли у них одноразовые билеты на метро, на вас посмотрят не как на инноватора, а как на идиота. "Конечно, есть, как же может быть иначе", — ответят вам. Другое дело, что одноразовые билеты относительно дороже, впрочем, и нас до последнего времени так было, в этом смысле у нас тоже было, как в Европе.

Например, в Париже одноразовый билет стоит 1,70 евро, а купить сразу десять билетиков будет дешевле — 13,30 евро. То есть, при оптовой покупке одна поездка выходит на 22 процента дешевле. При многоразовых билетах — на три дня, на семь дней, на месяц — экономия еще больше. Это понятно: оптовая покупка всегда дешевле розницы. Есть только существенная разница. В Европе сам гражданин решает, купить ему относительно более дорогой одноразовый билет (ну, положим, он хочет проехать с Северного вокзала на Лионский, а больше ему ничего не нужно) или десять билетиков, или многоразовый билет. В Москве это будет решать за гражданина товарищ Ликсутов. Покупай, как минимум, билет на пять поездок, хоть тебе нужно проехать всего один раз, а не хочешь — не надо. Иди на двух ногах, это бесплатно, или бери такси. Потому что мне, Ликсутову, так удобнее.

Конечно, М. С. Ликсутову с его 189-м местом в списке Forbes и с состоянием в полмиллиарда долларов, что 30, что 150 рублей за поездку на метро в равной степени все равно, что ничего. Но у людей, ездящих на метро, несколько другие доходы, и для них это вполне чего. Это во многом объясняет, почему молодых инноваторов у нас в народе недостаточно ценят.