Основано на доверии. Итоги года работы Владимира Путина на посту президента


фото ИТАР-ТАСС

ВЦИОМ опросил россиян, чтобы узнать их мнение о результатах работы президента в первый год после избрания. Главные итоги: у респондентов растет доверие к Путину, но одновременно и беспокойство за свое благосостояние, и социальную защиту.

Главным фактором, послужившим причиной победы Владимира Путина на выборах в марте 2012 года, стало доверие избирателей. Именно этот пункт посчитали ключевым 26% опрошенных респондентов. В прошлом году показатель доверия был на пару процентов ниже и уступал в шкале приоритетов положительной оценке работы президента в его бытность еще на посту премьера. Любопытно еще одно сравнение: почти вдвое — с 11 до 21 процента - выросло число тех, кто голосовал за Путина в отсутствие достойной альтернативы. Причем это не только заслуга действующего президента, но и имиджевые потери его прошлых соперников, что подтверждают цифры статистики, показавшие рост в полтора раза числа тех, кто считает Путина самым достойным кандидатом, участвовавшим в прошлогодних выборах.

Серьезно изменились и данные о приоритетных задачах, которые, по мнению опрошенных, стоят перед властью. И хотя первая строчка предпочтений (22% опрошенных) осталась прежней и на ней находятся ожидания повышения благосостояния, однако дальше заметны весьма характерные изменения. Если год назад пенсионное обеспечение находилось на седьмой строчке рейтинга, то сегодня чаяния пенсионеров входят в тройку главных задач (13%), на решение которых должен сосредоточить свои силы президент. На втором месте – решение проблем сельского хозяйства и подъем производства. В рейтинге приоритетных задач поднялись и вопросы обеспеченности бесплатным образованием и медицинским обслуживанием, а вот такие цели, как модернизация экономики и снижение безработицы серьезно растратили свою актуальность, и уже не так сильно, как раньше, беспокоят россиян. В целом же отмечается общая направленность на рост озабоченности уровнем социального обеспечения.

Ключевыми успехами Путина за минувший год опрошенные назвали рост благосостояния и успехи в борьбе с коррупцией (11% и 10% соответственно). При этом любопытной стоит считать статистику ответов на вопрос о том, удалось ли президенту за последние 8 месяцев выполнить взятые на себя предвыборные обещания. 58% опрошенных считают, что частично поставленные ориентиры достигнуты. При этом 16% считает, что задачи выполнены полностью, а каждый пятый ответил, что к исполнению намеченного еще не приступали. Такой разброс в оценках во многом можно объяснить слабым пониманием среди опрошенных того, что же именно ставил в качестве приоритетов Владимир Путин. Кроме того, высокий процент тех, кто считает, что за минувший год поставленные президентом задачи не исполнялись, объясняется еще и особенностью статистики, учитывающей ответы тех, кто по политическим соображениям склонен пребывать в стане оппозиции. Так среди недовольных работой Путина оказалось 39% сторонников ЛДПР.

Если же говорить в целом об отношении россиян к кандидатам, участвовавшим в президентских выборах прошлого года, то и здесь картина весьма выразительна. Несмотря на все усилия лидера КПРФ Геннадия Зюганова, коммунистам так и не удается избавиться от имиджа партии пенсионеров. 23% сторонников Зюганова — в возрасте свыше 60 лет. В среднем же сегодня о его прошлогодней поддержке заявили всего 12% опрошенных, при том, что результат на прошлогодних выборах был куда лучше – 17,18%. Возрастной Геннадий Андреевич в одиночку справиться с задачей омоложения партии не может, а делегирование полномочий грозит расколом в рядах однопартийцев. В том, что голосовали за Михаила Прохорова, призналась лишь половина от тех, кто поставил крестик напротив его фамилии в избирательном бюллетене в марте 2012-го. Такая же ситуация и со статистикой Сергея Миронова – лишь 2% против почти 4% на прошлогодних выборах.

В том, что год назад голосовал за Путина, сегодня признались 65% опрошенных (официальные данные ЦИК на выборах 2012 – 63,6%). Несмотря на то, что наивысшая степень поддержки обнаружилась среди аудитории возрастом от 45 до 60 лет, тем не менее цифры в целом распределились очень ровно, и ни в одной возрастной категории показатель не опустился ниже 60% (самый "скромный" результат – 61% среди молодежи от 18 до 24 лет).