Рабы угля. Спецрепортаж "Вестей" из Ванина

Служебные проверки силовиков в хабаровском порту Ванино будут продолжены. Комиссии направлены в порт после обращения местной журналистки к президенту. Во время большой пресс-конференции она рассказала, что полиция и наркоконтроль ведут борьбу за сферы влияния, и от этого страдают местные жители.

Служебные проверки силовиков в хабаровском порту Ванино будут продолжены. Комиссии МВД, ФСКН и Генпрокуратуры были направлены в порт из центра после обращения местной журналистки к президенту во время большой пресс-конференции. Тогда редактор газеты "Мое побережье" Татьяна Седых рассказала Владимиру Путину о том, что полиция и наркоконтроль ведут борьбу за сферы влияния, и от этого страдают местные жители.

Порт федерального значения и конечный пункт Байкало-Амурской магистрали. В Ванино пересекаются не только транспортные узлы, но и интересы большого бизнеса. Грузооборот порта Ванино — 6,5 миллиона тонн. Среди них — черные и цветные металлы, лес и, разумеется, уголь (больше 60% от общей перевалки). Новый собственник планирует увеличить объемы перевозки именно угля.

После продажи 24 процента акций порта оказались на кипрских офшорах. Новые собственники ставку сделали исключительно на перевалку угля. Еще недавно здесь работали 2,5 тысячи человек — притом, что население самого поселка — всего 16 тысяч.

Из Москвы до Ванино — без малого двое суток в пути. Но отдыхать после дороги Татьяне Седых некогда — звонят те, о чьих проблемах журналистка рассказала президенту. Седых — настоящая "кость в горле" местных чиновников и правоохранителей . Редакции "Моего побережья" не раз приходилось переезжать из-за преследований. На полках — десятки папок с просьбами о помощи.

"Даже если они договорились между собой, я имею в виду полицейских, то я об этом напишу, — обещает главный редактор газеты "Мое побережье". – Вот, как мы умеем сглаживать отношения и не думать о будущем".

Последние три дня в Ванине полицейские и сотрудники прокуратуры разбирались, в первую очередь, с силовыми структурами. Транспортные полицейские специально мешают службе по контролю за оборотом наркотиков исполнять свои обязанности, считает оперативник ФСКН и обладатель правительственных наград Руслан Зульфугаров. "Нас транспортная полиция в лице руководителя вытеснила с объектов транспорта, — говорит он. — Мы не можем работать полноценно полноправно на железнодорожном вокзале, на паромной переправе. У нас не составлено за несколько лет плана совместных мероприятий именно с сотрудниками транспортной полиции".

На видео с железнодорожной станции видно: сотрудника при исполнении транспортная полиция выводит силой. В МВД заявляют: конфликт между структурами в Ванине — единичный. И произошел он, как следует по итогам инспекции, еще в 2012 году. Но кроме силовиков, комиссия МВД проверяла и крупнейшие предприятия района. Например, в порту больше ста работников пожаловались, что попали под сокращение. Ну а те, кто остался, недовольны условиями труда, даже называют себя рабами угля.

"Сейчас, зимой, даже отбойными молотками приходится выгружать этот уголь, по-другому он не выгружается из вагонов (он мерзлый)", — поясняет докер-механизатор Эдуард Калиновский.

Бывшие сотрудники лесообрабатывающего предприятия "Аркаим", одного из крупнейших на Дальнем Востоке, — на грани голодовки: 600 человек отчаялись получить зарплату.

"Предприятие "Аркаим" должно нам зарплату за 9 месяцев, — констатирует сотрудница ООО СП "Аркаим" Анна Камышникова. — Сумма — 600 тысяч. На этом предприятии существовала двойная касса, то бишь "черная" и "белая".

Изначально лесо-заготавливающий комплекс "Аркаим" — это шесть заводов в Хабаровском крае. Общая стоимость — 750 миллионов долларов. Сейчас все предприятие остановлено, больше 2 тысяч сотрудников отправлены в отпуск и даже оборудование в цехах отключено от электричества — за долги.

Предприятие было построено в кредит, затем банки отказались выделять оборотные средства. В итоге вместо пиломатериалов компания торгует сырьем — круглым лесом. Директор Александр Лепихов обещает запустить "Аркаим" уже в январе. "Проблема у нас не началась, это нормальная естественная хозяйственная жизнь в нашей стране, — считает он. — Я не могу комментировать то, что они говорят: "белая", "черная" зарплата. У нас зарплата всегда выплачивается одна. И всегда так выплачивалась. А то, что были задержки, — это да, но сейчас финансирование восстановлено, мы зарплату оперативно гасим".

Завтра жалобы жителей Ванина лично будет проверять зампрокурора России. Ну, а пока в поселке ждут следующего номера газеты "Мое побережье". В нем Татьяна Седых обещала опубликовать подробности встречи с президентом.