Арт-группа "Война", нарисовавшая летом прошлого года фаллос на Литейном мосту Санкт-Петербурга, была удостоена госпремии в области современного искусства. Можно ли считать их деятельность искусством? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вестей ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".
Соловьев: Я хочу вам сказать сразу: я не искусствовед. Я человек традиционной сексуальной ориентации.
Шафран: Это Вы к чему?
Соловьев: В художественном плане. Я не искусствовед. И не претендую на то, что собираюсь им быть. Я выскажу свою личную точку зрения, которая не является либеральной, не является популярной, я не пытаюсь казаться специалистом в области современного искусства, то есть я не беру денег у олигархов, я не пытаюсь основывать премии, я просто скажу то, что меня сильно удивляет.
Как вы знаете, Министерство культуры Российской Федерации после того, как Общественная палата возмутилась тем, что государственная премия "Инновация" была вручена арт-группе "Война" за изображение фаллоса на разводном Литейном мосту Санкт-Петербурга, было сказано следующее: по сути, это пощечина здравому смыслу и тем гражданам, которые считают изображение на Литейном мосту банальным хулиганством. Министерство культуры дало несколько довольно странных и непонятных взаимоисключающих заявлений. С одной стороны, сказали, что им самим это противно, и что это невозможно. Притом кто в Министерстве культуры именно сказал это – понять невозможно. С другой стороны, сказали, что Минкульт не может запретить профессиональному жюри высказывать свою точку зрения. И вот они написали следующее: "Минкульт России с момента выдвижения проект арт-группы "Война" на премию "Инновация" выступило против этого проекта, оценивая его как провокационный, хулиганский, омерзительный и с художественной, и с нравственной точки зрения, что неоднократно подчеркивал министр в своих комментариях. Никто из представителей Министерства не вошел в состав экспертного совета и жюри премии. Бюджетные средства на сам проект не выделялись. При этом мы хотим отметить, что Минкульт не является цензурным органом, запрещающим профессиональным жюри высказывать свою точку зрения. Мы не хотели бы повторять печальный опыт отношения власти и современного искусства, которым был отмечен период правления Никиты Хрущева". И так далее.
Я вот что скажу: у меня завязалась большая дискуссия с Маратом Гельманом, который вещал, что я ничего не понимаю в искусстве. Я скажу вам честно: я ничего не понимаю в фекалиях в стеклянных банках, которые Гельман, видно, считает искусством.
Шафран: Но, тем не менее, пять художников назвал.
Соловьев: Пять художников назвал, на что Гельман сказал, что здорово для журналиста, и что я ничего не понимаю. Но это так, по-гельмановски. Гельман не был в составе этого жюри, я хочу, чтобы вы знали состав жюри. При этом я совершенно не понял, когда прозвучала совершенно гениальная мысль, что, оказывается, в этом нет государственных денег. Потому что в самой премии написано: "Министерство культуры Российской Федерации". Я еще раз объясню, в чем принципиальная суть: это государственный центр современного искусства проводит это. И еще очень важный момент: это Министерство культуры! Там логотип сверху. То есть это все неслучайно. Если бы это была частная премия, для которой собрались пять сошедших с ума или не сошедших с ума либеральных или не либеральных искусствоведов и выдали от своего имени или от имени Абрамовича, Кржижановича, Поповича и Хреновича такого рода премию, то нет вопросов! Но как только там стоит "Министерство культуры Российской Федерации", это моментально меняет статус. То, что Министерство культуры теперь это считает трендом, и кого оно выбрало в жюри и в экспертный совет вот этой номинации…
Ну, Мари-Лор Бернадак, бог с ней, хранительница Лувра. Госпожа Екатерина Деготь, портал OpenSpace.ru, господин Андрей Ерофеев, который уже, как вы знаете, получил уголовный срок за антирелигиозную выставку, Сергей Ковалевский, куратор Красноярской музейной биеннале "Даль", Дмитрий Озерков, заведующий сектором современного искусства "Эрмитажа", Владимир Левашов, арт-директор Stella Art Foundation, и Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства. Я просто хочу, чтобы вы четко знали фамилии людей, которые несут персональную ответственность за то, что вот "это" теперь должно считаться трендом современного искусства. Это теперь и есть инновация! Это люди, которые считают, как заявил Андрей Ерофеев в одном из интервью, что это "пощечина этому государству". При чем здесь Министерство культуры? Пусть господин Ерофеев выдает свою личную премию со своими друзьями за свои личные деньги. Но для меня это принципиально важный момент: вот это либеральное лобби пытается сказать нам, что хулиганская акция со скабрезным изображением на Литейном мосту и есть современное искусство.
Полностью эфир программы "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт" слушайте в аудиофайлах
Эфир за 13 апреля:
Первый час: "Слугам народа" не хватает только крепостных. "Утро с Владимиром Соловьевым"
Второй час: Против мэра приняли жесткие меры. "Утро с Владимиром Соловьевым"
Третий час: Детские дома - пощёчина России. "Утро с Владимиром Соловьевым"
Четвёртый час: Государство проиграло "Войну" за искусство. "Утро с Владимиром Соловьевым"